Скадарское озеро из будвы самостоятельно на машине. Маршрут по бока которской бухте самостоятельно на авто Путешествие по черногории на машине маршрут

Откуда: Россия, г. Санкт-Петербург.
Куда: Черногория, г. Будва.
Расстояние: 3 300 км.
Маршрут по странам: Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория.
Автомобиль: Peugeot 308 1.6 MT Premium.
Экипаж: 3 человека.
Планируемое время: 8 дней на дорогу (туда и обратно), 10 дней — отдых в Черногории.

На машине в Черногорию. Подготовка

Шенгенскую транзитную визу (25 евро) оформляли в посольстве Польши, т.к. из всех стран только Польша, Словакия и Венгрия входят в Шенгенскую зону (в остальные страны для граждан России виза не нужна). В Польском посольстве Вас попросят написать «сочинение» (на русском языке), почему Вы едете именно через Польшу и маршрут поездки по странам.

Также необходимо иметь документ, подтверждающий наличие забронированного жилья в Черногории. В нашем случае это был ваучер на бронь 2-х комнатных апартаментов в г. Будва. Нашли и забронировали через Интернет (искать лучше на профильных форумах). За 2-х комнатные апартаменты в 10 минутах пешком от моря мы заплатили 25000 рублей на троих. После оплаты, ваучер присылают по электронной почте.

Промежуточные ночёвки были исключительно спонтанными. Нигде заранее ничего не бронировалось.

В любой страховой необходимо будет оформить «Зеленую карту» — страховку (аналог нашего полиса ОСАГО) для свободного проезда по всем странам следования.

Про деньги

Держите хороший запас денег на кредитных карточках, так как евро — официальная денежная валюта только в самой Черногории, в остальных странах деньги свои.

Наличные евро берите мелкими купюрами. Бумажку в 100 евро разменяете только в банке.

В Белоруссии на некоторых заправках (в частности заправках «Лукойл») принимаются российские рубли, но не везде.

Про навигацию

Нам указывали путь навигатор Tibo A1000 с дополнительно установленными картами Восточной Европы (кроме Сербии), две раскладных бумажных карты и атлас автомобильных дорог Европы.

Внимание! Строго соблюдайте скоростной режим! Даже если автомобили с местными номерами будут на него активно плевать, обязательно включайте ближний свет фар в любое время суток и не включайте противотуманные фары без надобности!

На машине в Черногорию. Поездка

Старт в 10.00 из Санкт-Петербурга по Пулковскому шоссе через г. Псков на Белоруссию. В Псковской области дороги оставляют желать лучшего, будьте внимательны и строго соблюдайте правила дорожного движения. Сотрудники ДПС встречаются очень часто и в самых разных местах. Проезжаете г. Псков, г. Остров, и г. Опочка. Далее возможны две дороги: через г. Пустошка на г. Невель и, далее через границу в пос. Юховичи на г. Витебск, или через населённый пункт Себеж, далее через границу на г. Полоцк. Дорога во втором случае короче на 100 км, но необходимо будет оплатить проезд через Себежский заповедник (от 250 рублей, в зависимости от типа авто). Проезд через Российско-Белорусскую границу свободный.

Белоруссия. Братская республика отличается, прежде всего, ухоженными трассами. Дороги везде ровные, валяющегося по обочинам мусора вы не увидите нигде, регулярно встречаются уютные места для отдыха. Но есть два предостережения. Во-первых, въезжайте в Белоруссию с полным баком бензина. Заправочные станции по трассе будут встречаться нечасто, и стоимость бензина резко отличается от российского в большую сторону (цена за литр 95-го составляла около 35 российских рублей, а сейчас и того больше). Во-вторых, сотрудников ГИБДД по трассе практически нет (только на подъезде к крупным населенным пунктам), однако не теряйте бдительность: превышение скорости более чем на 20 км/ч — лишение прав! «Договориться» с местными представителями власти можно, но сложно.

Следующий город — столица Белоруссии, город Минск. Прекрасный город, излучающий теплоту и доброту. Если будет время, обязательно задержитесь в нём, погуляйте по Троицкому предместью или в парке Комсомольского озера.

После г. Минска дорога лежит на г. Брест, к Белорусско-Польской границе. Трасса «Минск-Брест» — по сути, платный автобан. Но плата мизерная, а дорога отличная. Именно на этом отрезке пути мы не смогли удержаться от соблазна и «завалили» спидометр нашей 308-ой…

С точки зрения отдыха, у нас было преимущество. В Витебской области у меня есть родственники, которые приютили нас на ночлег. Но в Витебске, Минске или Бресте найти недорогую гостиницу проблем не составит (в том числе и через Интернет), да и по трассе периодически встречаются придорожные мотели.

Расстояния (от Санкт-Петербурга):
До Витебска - 670 км.
До Минска - 800 км.
До Бреста - 1140 км.


Старт из Витебской области в 9.00. Где-то в обед подъехали к Белорусско-Польской границе. Очередь машин в 20-25, простояли часа три, документы оформили минут за двадцать. В начале пятого въехали в Польшу.

После пересечения польской границы наша дорога вела через г. Люблин в г. Жешув, и далее к границе со Словакией. Дороги в Польше хорошие, но узкие. Трасс как таковых нет, через каждые 5-10 км обязательно встретиться деревушка. Везде всё чисто и аккуратно. Ехали достаточно долго, по правилам: в населённых пунктах — 50 км/ч, вне — 80-90 км/ч. Одной из особенностей дорог является их гладкость. В Польше исчез звук от шин, разговаривать в машине на скорости 90 км/ч можно было шепотом.

Польский — очень забавный язык, большое количество ласкательных суффиксов и звуков «ша» предают ему неповторимый оттенок. Русский язык все понимают, да и польский, в общем, понятен, поэтому с аборигенами мы общались без особых проблем.

Стоит обратить внимание, что в Польше всё работает до 19.00-20.00 часов. Позже всё «вымирает», работают только заправки. На протяжении всего пути в Польше регулярно встречались отели и мотели. Но ночевать было решено в Словакии, чтобы утро начать в новой стране — это было ошибкой!

Польско-Словацкая граница представляет собой… Fiat Uno 80-х годов выпуска, с двумя пограничниками и амбарной книгой. В неё нас записали и с Богом отправили дальше. Необходимо было подыскать место для ночлега. Это оказалось нелегко. Ночевать в Словакии негде: по дороге нет ни мотелей, ни отелей — только в крупных городах. Волей случая, в ближайшем после границы населенном пункте заговорили с молодым человеком лет 20-ти, который предложил переночевать у него за 30 евро. Делать нечего — согласились! Около 2-х часов ночи подъехали к симпатичному двухэтажному дому. Дверь открыла заспанная мама гостеприимного незнакомца. Парень объяснил ей кто мы и зачем пришли. Женщина проводила нас в гостевую комнату, сонный папа принёс нам подушки и одеяла, показали, где ванная и туалет. В общем, (не за дорого) оказали радушный приём совершенно незнакомым людям. Вот оно — славянское братство! Русский язык понимают, но очень плохо, объяснялись с применением английского и «пальцев».


Двинулись в сторону Венгрии через г. Прешов и г. Кошице. Словакия, мягко говоря, страна небогатая. Смотреть по дороге особо не на что. Почти всю дорогу кукурузные поля. Дороги в Словакии неплохие, но регулярно встречались и разбитые участки асфальта. Машинвстречалось мало, поэтому уже к 13.00 мы подъезжали к Словацко-Венгерской границе.

Расстояние :
от Бреста до Кошице - 550 км.

Границы между Словакией и Венгрией нет вообще, только брошенный таможенный терминал, который никто не охраняет. То, что Венгрия — страна с более развитой чем Словакия экономикой, видно сразу. Хорошие широкие дороги с асфальтированными обочинами, в большинстве своём ровные. Регулярно встречаются современные заправочные станции, в которых есть даже душевая комната! Трассы достаточно загруженные, но местные водители едут по ним потоком, со скоростью 120-140 км/ч. Движение в таком режиме позволило нам проехать Венгрию очень быстро, без боязни попасться полиции. Благо, что местные водители предупреждают о засадах так же, как и в России. Стоит обратить внимание на особенности обгона в Венгрии. Водитель автомобиля, который решил совершить обгон, включает «аварийку» и смело выезжает на встречную полосу. Автомобиль, который двигается по встречной полосе, перестраивается на обочину, пропуская обгоняющего.

Маршрут по Венгрии выглядел следующим образом: через г. Мишкольц на г. Будапешт, далее по трассе «Е-75» через г. Кечкемет на г. Сегед, и затем, через Сербскую границу в г. Суботица.

В Будапеште хотели задержаться чуть подольше. Проехали через центр города, но ничего особо интересного не увидели, а искать времени не было. Венгры ни на английском, ни на франзуском, ни тем более на русском языке не говорят. Общались «на пальцах»

Расстояние :
от Кошице до Субботицы - 480 км.

На всём протяжении пути через Польшу, Словакию и Венгрию регулярно встречаются указатели. Ориентироваться на трассе просто. В городах и населённых пунктах очень выручает навигатор, подсказывая нужный поворот или съезд.

Однако в наш электронный путеводитель по непонятным причинам не установилась карта Сербии. И, надо сказать, что именно дорога по Сербии оставила у нас больше всего впечатлений, причем, как и позитивных так и негативных.

Про бензин

Бензин в Восточной Европе дорогой. Разброс цен (в пересчете) от 1,35 до 1,55 евро за литр 95-го. Некоторые заправочные станции сбивали нас с толку от количества видов топлива: одного 95-го встречалось по 4 вида.

Венгерско-Сербская граница представляет собой стандартный таможенный терминал. На границе свободно. Посмотрели ваучер и водительское удостоверение, поставили штампы в паспорта и пропустили. Дорога в Сербии продолжала радовать нас своим качеством: ровная и свободная. После г. Суботица шоссе вело нас к населенному пункту Нови-Сад. Далее есть возможность поехать двумя путями. Первый: не сворачивая с трассы «Е-75» ехать прямо до Белграда, и далее по шоссе «Е-763» до границы с Черногорией. Второй путь более сложный, через Боснию и Герцеговину: от г. Нови-Сад съехать на дорогу №21, пересечь шоссе «Е-70» и двигаться на г. Шабац. Дальше необходимо попасть на дорогу №19 и ехать на запад, через населённые пункты Дуваниште, Лешница, Баня-Ковиляча, и далее вдоль реки Дрины до пограничного переезда через мост в г. Зворнике. В России нам советовали ехать через Боснию и Герциговину. Но, посмотрев на сложность маршрута, и, польстившись качеством шоссе до г. Нови-Сад, мы решили ехать через Белград — это была вторая ошибка! Дело в том, что дорога после Белграда до самого побережья Адриатического моря — это дорога через горы, в то время как путь через Боснию и Герцеговину — в объезд. Но об этом далее.

Сам Белград до сих пор представляет собой большую стройку, видны следы военных событий 1999 года, на улицах много мусора, указателей в городе практически нет (напомню, что карта Сербии в нашем навигаторе отсутствовала). Зато дороги везде идеально ровные. Кое-как мы нашли выезд из города на нужное шоссе Е-763. Темнело. Следующим ориентиром служил г. Чачак. По пути в этот населённый пункт у нас случилась первая встреча с полицией. Нас оштрафовали за включенные противотуманные фары (в пересчете) на 40 евро. Сначала полицейский брать штраф в евро отказывался, но, поняв, что других денег у нас просто нет — отвёл в сторонку, положил деньги в карман и, улыбнувшись, отпустил. Когда стемнело совсем, мы начали въезжать в горный район. Стало закладывать уши. Указатель забортной температуры с +23 опустился до +3 градусов Цельсия.

После г. Чачак дорога лежит в г. Ужице и далее в пос. Приеполе к Сербско-Черногорской границе. Отъехав от Сербской столицы 150 км, мы поняли, что в горах ночевать будет негде. Встречавшиеся горные поселения представляли собой плачевное зрелище. Именно в этот момент, нашим экипажем было принято мужественное решение ехать до конечного пункта назначения без остановок!

По горному серпантину мы ехали впервые. Испытали всю гамму чувств от дороги. Прежде всего, от красоты и монументальности скал и обрывов в лунном освещении. Отбойники над обрывами встречались раз в сто метров, на каждом третьем повороте лежали венки и цветы. От впрыснутого в кровь адреналина сон прошёл сам собой, концентрация стопроцентная. При скорости 60 км/ч в закрытых поворотах нас ещё умудрялись обгонять туристические автобусы! На границу с Черногорией приехали поздно ночью.

Расстояние :
От Суботицы до границы с Черногорией - около 550 км.

На границе с Черногорией, кроме стандартных паспортных процедур, нас попросили оплатить экологический сбор (15 евро) за проезд по заповеднику. Выдали наклейку, которую необходимо было наклеить на лобовое стекло. Горная дорога Черногории ничем особо не отличалась от сербской — всё тот же серпантин, только уже направленный на спуск. На подъезде к г. Подгорица дорога начала выпрямляться. Бензин в Черногории самый дешевый из всех восточноевропейских стран — 1,22 евро за литр 95-го. На рассвете, около 6 часов утра мы проехали г. Цетине — последний ориентир перед конечной точкой маршрута. А когда солнце полностью поднялось из-за горизонта, мы увидели лазурное побережье Адриатического моря и основной центр туристической жизни Черногории — город-крепость Будва.

Расстояние :
От Сербско-Черногорской границы до г. Будва - около 550 км.

Для описания достопримечательностей Черногории потребуется отдельная статья, так что оставим это на будущее. Скажу лишь, что эта страна заслуживает того, чтобы в ней хоть раз побывать.

…про обратный путь

Обратим Ваше внимание на одном дне из путешествия в обратном направлении. Мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Возвращались также, до г. Подгорица, только потом следует ехать на г. Никшич и, далее через пос. Плужине к границе по шоссе «Е-762». Никаких проблем на границе не возникло, все документы оформлялись быстро и чётко. Решено было посетить столицу — г. Сараево.

Центр этого города немного напоминает архитектурой родной Санкт-Петербург, особенно в районе набережной реки Миляцки. После посещения столицы нам необходимо было попасть на Боснийско-Сербскую границу в районе г. Зворник. Дорога туда лежит через населённый пункт Власеница и, далее на северо-восток к реке Дрине. До пограничного моста дорога проходит вдоль этой реки, ну а дальше, переехав мост, вы возвращаетесь в Сербию. Сравнив два маршрута на собственном опыте, мы однозначно решили, что более длинный путь через Боснию и Герцеговину оправдан. Горных дорог значительно меньше, крутизна серпантинов более плавная, а значит и средняя скорость выше. Также упал средний расход топлива, который в горах достигал 13 литров на сотню из-за постоянного включения пониженных передач, вплоть до первой.

В Боснии и Герцеговине, на шоссе посреди леса нас второй раз остановила полиция за превышение скорости на 20 км/ч. В пересчёте с местной валюты на евро штраф составил 20 «европейских единиц». Брать в евро также отказались и отпустили так.

…А вот проезжая Польшу на обратном пути, мы превысили скорость аж на 60 км/ч, не заметив знака «Населённый пункт». После 15-ти минутного разговора в машине, отделались «неофициальным штрафом» в 100 евро (официальный был 200 евро). Так что не только наши стражи закона не гнушаются дополнительным заработком…

На машине в Черногорию: итоги

Туда и обратно — 7 126 км за 8 дней. Поездка дала массу впечатлений. Но, обратим Ваше внимание на то, что целью был именно отдых в Черногории, поэтому в большинстве интересных мест по пути следования останавливаться мы не стали, чтобы не терять времени. Водительская и физическая подготовка должна быть на хорошем уровне. Затраты на топливо составили около 1300 евро на троих. Никаких криминальных происшествий за всю дорогу не было. За свою жизнь, здоровье и имущество ни разу волноваться не пришлось.

С точки зрения экономической целесообразности, разницы между путёвкой с билетом на самолет и самостоятельной поездкой на машине нет. Но если вы готовы к приключениям, хотите своими глазами увидеть, как живут люди в других странах, обогатить своё мировоззрение — смело отправляйтесь в путь. Это очень интересно!

В начале сентября 2013 года мы вдвоем с мужем путешествовали по Черногории на арендованном авто в течении 2-х недель. Живем мы в Екатеринбурге, поэтому ехать в Черногорию на своей машине не рискнули, хотя к Черноморскому побережью катались.
Мы и в этот раз собирались поехать к Черному морю, но за 2 недели до отпуска планы поменялись. Если не к нашему морю ехать, то решили на Адриатику. Выбрали Черногорию, т.к. виза не нужна, море там чистейшее.
3 года назад мы объехали всю Майорку (испанский остров в Средиземном море) на арендованном авто, нам очень понравилось. Поэтому и сейчас решили не сидеть на одном месте, а на машине поездить по стране, тем более, что валяться на пляже целыми днями скучно.
Итак, очень быстро мы купили билеты на самолет, забронировали отель, машину. Прилетели в аэропорт Тивата рано утром, а наша машина уже нас ждала возле аэропорта на стоянке. Арендовали мы ее в Еврокаре, это был Оппель с автоматикой и кондиционером.
Вот наша машинка:


Очень быстро оформили документы, погрузились и поехали в отель, следуя указаниям нашего навигатора. Отель был в пригороде города Будва, в 2 км от ближайшего пляжа JAZ. Отель Аруба 4* предназначен для автотуристов, есть стоянка на территории отеля, бассейн, теннисный корт, велосипеды бесплатно. Номер был 2-х комнатный, с большим балконом, с TV в каждой комнате, кондеем. В общем, отлично устроились.
Еда в Черногории недорогая, порции огромные, одной порцией (мясо с гарниром, салат) мы вполне наедались. Ракия с легким ароматом винограда, вина очень понравились. Поразили цены на кофе: чашечка натурального кофе стоит дешевле растворимого и дешевле чая в пакетиках!
Рыба гораздо дороже, чем мясо, курица.
С местными жителями лучше разговаривать на русском - они понимают, и их можно понять. А английский понимают далеко не все.

В этот же день мы поехали обследовать пляжи. Пляжи в Черногории разные - песчаные (пляжи Ада Бояна, Ульцина, Королевский пляж возле острова Сан-Стефан, пляж «Голубые Дали» на п/острове Луштица), мелкогалечные и крупногалечные (это все остальные пляжи).
Вода везде чистейшая, прозрачная, была достаточно теплая. Вход на пляжи был везде свободный, кроме пляжа у Сан-Стефан и пляж Плоче. Плоче мне понравился, это искусственный пляж - в скалах были вырублены террассы, сходы в море, обустроены бассейны с морской водой для взрослых и детей. Если вы не хотите купаться среди волн прибоя, то пожалуйте в бассейн!

Вот он, Плоче:


А вот бассейн для взрослых:

На галечных пляжах встречаются морские ежи, поэтому купаться надо в тапочках.

Вот еще пляжи:




Нам больше всего понравился галечный пляж в поселке Бульярица, недалеко от Петроваца - там за небольшую плату можно проехать к самой воде. Пляж этот длинный, и вдоль всего пляжа тянется грунтовая дорога (в метрах 20 от линии прибоя), вот на этой дороге и ставят машины.
С погодой нам повезло - было не очень жарко, больше +30 не было, переменная облачность, вода теплая.
Расскажу о дорогах.

Дороги в Черногории хорошие, но по одной полосе в каждую сторону. Две полосы я наблюдала лишь на подъезде к Подгорице, ну, это понятно - столица. Дороги все с хорошей разметкой, снабжены толковыми знаками. Гаишников не много, столкнулись с ними лишь один раз, и то на равнинной прямой дороге. Стояли они за кустами и ловили расслабившихся на прямой, ровной, пустой дороге водителей за превышение скорости. По всей Черногории максимальная скорость 80 км/час! За превышение штраф 40 евро!
На горных дорогах полиции нет - ей там просто негде стоять. Рекомендации дорожных знаков приходится соблюдать для собственной безопасности.
Водителей было двое. Машина вела себя хорошо, не ломалась, кондиционер в машине нам не понадобился, т.к. было не очень жарко. На Черногорских заправках можно бесплатно подкачать колеса (есть стойка с подачей сжатого воздуха, манометр), за небольшую плату пропылесосить салон. Черногорские водители в большинстве своем не лихачат, вежливые. За все время пребывания там мы не видели аварий на дорогах!
ПОБЕРЕЖЬЕ

Вдоль всего побережья Черногории от Хорватии до Албании протянулась оживленная трасса - по ней мы и передвигались от пляжа к пляжу, от городка до поселка.

Вот так выглядит побережье с этой дороги:


Самая, пожалуй, известная достопримечательность на побережье - это остров-отель Сан-Стефан:


Зевак туда не пускают, проход только для проживающих.

Это город Будва, вид с горной дороги:


А это Будва, старый город, пляж и романтический берег:





Последним пунктом посещения на побережье был остров Ада-Бояна. Это остров, намытый впадающей в море рекой Бояна, это, по сути, дельта реки. С одного берега - Черногория, а с другого - Албания. На острове все пляжи из мелкого речного песка, дно моря тоже песчаное, пологое, удобное для купания. Местность там уже плоская, дорога прямая и ровная.

Вот она, река Бояна перед слиянием с морем:

ЛУШТИЦА

После исследования побережья в юго-восточном направлении мы направились на запад, в Боко-Которский залив и полуостров Луштица.
Луштица на меня произвела удивительное впечатление! Мы собирались объехать полуостров за несколько часов, но он оказался настолько интересным, что мы вернулись домой затемно.

Луштица - это первозданные лавовые берега, волны, бьющиеся о камни, ослепительное море, ветер, почти нетронутая природа, и безлюдье!










Это старая крепость, построенная на краю полуострова, на другом берегу Боко-Которского пролива уже Хорватия, на их берегу тоже крепость, мы в бинокль рассматривали ее.
На Луштице есть лагерь любителей жить в единении с природой. Люди живут в палатках. Там на стоянке мы с удивлением обнаружили маленькую машинку Матис с Челябинскими номерами! Как она доехала с Урала до Черногории?

БОКО-КОТОРСКИЙ ЗАЛИВ

После Луштицы мы отправились в путешествие вокруг Боко-Которского залива.
Как пишут в путеводителях, залив этот - самый глубокий в Европе. по сути, это фьорд.
В залив заходят круизные корабли, останавливаются в порту Котора:

Отправились в эту поездку мы рано утром, а вернулись в 9 вечера. Проехали Котор, Доброту, Биелу, Херцег-Нови, Турско, это граница с Хорватией. Обратно вернулись в Биелу и на пароме переправились в пос. Ластва, оттуда в Тиват и в Будву.
Дорога отличная, конечно же по полосе в каждую сторону. Берега залива гористые, красивые, много отелей по берегам.
Вот фото залива:
Старая часовня:

Парусник в гавани Тивата:


Это недалеко от границы с Хорватией, виден Херцег-Нови:

На пароме:





СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО

Затем мы отправились к Скадарскому озеру, опять же самому большому озеру в Европе!
Это озеро-заповедник, там водится много водоплавающих птиц. Треть озера находится на территории Албании.
Ехали мы к озеру из Будвы по указаниям навигатора через горы. Это было страшно! Дорога - серпантин, обрыв внизу, даже остановиться для фото было негде, да и не до того было… Хотя потом мы узнали, что можно было до Бара ехать вдоль берега, потом по тоннелю прямо к озеру. Правда, проезд по тоннелю платный.
И вот, приехали мы к озеру, на въезде местные берут неопытных туристов в оборот, предлагают покатать по озеру. Мы клюнули на это. И вот вместе с парой из России мы поплыли на лодке. Лодка с мотором, конечно, есть навес от солнца и дождя. Меня поездка не впечатлила - на Урале таких озер полно, и даже лучше.

Вот это островок с бывшей тютьмой:

Там, вдали, виден Албанский берег:

ПОДГОРИЦА
Обратно мы поехали через Подгорицу. Подгорица - столица, но столицей она стала лишь в 20 веке. А до этого столицей был город Цетине.

Подгорица меня не впечатлила - обычный современный город. Интересен мост через реку Морача, называется «мост Тысячелетия»

И памятник В.С.Высоцкому:

ЦЕТИНЕ

После Подгорицы мы возвращались домой через Цетине, но в сам город заехали позже.
Дорога из Подгорицы до Цетине отличная, ведь в Цетине до сих пор размещаются некоторые гос. учреждения и посольства.

Это министерство культуры:

Это мужской монастырь:

Вот такая погода была в Цетине:

А так мы ехали из Будвы в Цетине, в горах был туман, видимость 10 метров, но после подъема в горы туман рассеялся.

КАНЬОНЫ
После Цетине мы решили, что можно отправляться вглубь страны в горы, к каньону реки Тара - опять же, самому глубокому каньону после Гранд-Каньона в США!
Хотели еще посетить монастырь Острог, расположенный высоко в горах, но после поездки к Скадарскому озеру я решительно заявила, что с меня хватит этого экстрима…
Снова рано утром мы отправились в горы. путь проложили через Котор, после Risan сворачиваем на Ледениче, это новая дорога ведущая в Никшич. После Никшича сворачиваем на Savnik, и далее до моста через Тару.
После подъема от Боко-Которского залива в горы по серпантину, мы выехали на прекрасную прямую, ровную дорогу, проложенную по плоскогорью, и такая дорога практически была до Никшича.

Вот такое озеро «Соленое» есть недалеко от Никшича:


Никшич - промышленный город, его мы проехали, не заезжая.
Следующий город на пути был Жабляк, самый высокогорный город в Черногории. В его окрестностях есть горнолыжные трассы.

Это окрестности Жабляка, в этих домиках зимой останавливаются приехавшие покататься с гор:


Все объявления здесь о сдаче домиков дублировались на русском.

И, наконец, цель нашей поездки - арочный мост через каньон реки Тара, «мост Джурджевича»:


Возле моста всегда туристы, приезжают на экскурсионных автобусах, машинах. Есть большая бесплатная стоянка.
Конечно, есть кафешки, сувенирные ларьки. Есть там развлечение - переправа на тарзанке с одного берега на другой.

Это, собственно, каньон:



Приехали мы к мосту к обеду, т.е. ехали около 6 часов. Обратно решили ехать другой дорогой - через Мойковач, Колашин, Подгорицу, Цетине, Будва. Обратно дорога положена вдоль каньона реки Тара, а после Колашина до Подгорицы - вдоль каньона реки Морача.
Это каньон:



Пожалуй, обратная дорога была интереснее, чем дорога до каньона, т.к. пролегала вдоль рек Тара и Морача по очень живописным местам, проехали много населенных пунктов. В Мойковаче видели соленые озера, где добывают соль.
Правда, дорога обратно заняла больше времени.

Как видно по снимкам, погода в Черногории была переменчивая. По ночам шли дожди с грозами, иногда и днем был дождь. Но на побережье всегда хотя-бы полдня было солнце. Ночные тучи днем уходили к горам, и там, зацепившись за них, ожидали ночи.

Это все про наше путешествие.

У меня есть давнее желание прокатиться по Балканам на автомобиле, но как-то оно не складывается все время, потому что хочется делать это не спеша, а зачастую у меня не получается выделить на поездку даже пару недель, все чаще получаются небольшие вылазки в страну с обзорным знакомством. Вот и в этот раз, удачно отхватив билеты до Тивата, я решил немного прокатиться по Черногорию, заодно почувствовать вкус Балкан, что приведет к более активной реализации своего путешествия по ним. Начну я свой рассказ с краткого рассказа, что надо знать при поездки по Черногорию на автомобиле, а также какие трудности с этим у меня были связаны.

Свою поездку я решил начать прямо от аэропорта и все это в итоге вылилось вот в такой маршрут:

Перед тем как отправиться в Черногорию я долго выбирал, где бы арендовать машину, просматривал различные крупные компании, но в итоге наткнулся на русскоязычных ребят, которые занимаются прокатом машин в Черногории. В итоге это был очень правильный выбор, условия оказались шикарными, получение и передача машины быстрые и вообще всем буду их рекомендовать. Но чтобы никто не заподозрил меня в продажности, ссылку ставить не буду, хоть они ее и достойны.

Выбрал я такого малыша с однолитровым двигателем и механической коробкой передач и всего 100 км пробега на одометре. В принципе у меня не было особых проблем за все время своего автопутешествия, хотя мне бы заранее стоило учесть пару моментов. Во-первых, я пару лет катался только на механики, и первые пару часов я очень тяжко вспоминал, что существует еще педаль сцепления и надо самому переключать передачи. В начале это доставляло дискомфорт, но потом навыки вернулись и уже первый день по возвращению в Россию я пытался вручную переключать автомат, а ногой искал третью педаль. Во-вторых, 1 литр двигателя бензина хоть жрет мало, но все же маловат для быстрого маневрирования по серпантину, особенно тяжело машине давались затяжные подъемы, когда я ехал в самое высокогорное поселение Балкан - город Жабляк. В-третьих, машина была компактная, что было удобно при поездках по городу и поиску парковочных мест, но в последний день выдалась непогода с сильным ветром, который заметно так влиял на мое движение по серпантину вдоль побережья, особенно в момент выезжания из-за горы или попадания на другой открытый участок, я даже начал немного из-за этого нервничать, но все прошло отлично. Зато ее малолитражность позволила значительно сэкономить на топливе.

Кратко, что стоит знать о правилах дорожного движения. В городе можно ездить со скоростью 50 км/ч, за городом - 80, не штрафуется превышение на 9 км. На самом деле важно обращать внимание на знаки, т.к. небольших деревень попадается много, поэтому особенно длинных участков дороги с большой скоростью ехать не получалось. Опять же Черногория страна холмистая, а на серпантинах резво катаются только местные, да и ограничения там тоже зачастую меньше максимально разрешенных скоростей.

За все время мне нигде не попалось камер фиксации скорости, обычно это были типичные сотрудники полиции с «фенами» в руках. Я старался везде кататься так, чтобы меня не за что было штрафовать, но один раз меня все равно остановили, но это было из-за того, что я как-то неудачно петлянул на дороге прямо перед сотрудниками, чем и вызвал их подозрение. Говорят, что в стране допускается 0,3 промилле алкоголя, что позволяет сделать в обед пару глотков пива, но я таким не злоупотреблял. В общем меня остановили, что-то сказав на местном, я, разумеется, ничего не понял, но протянул комплект документов на машину + международные права. Интересно, что в Черногории можно спокойно кататься с нашими российскими правами, но я сделал себе международные, потому что в планах на год есть не только поездки по Черногорию. Однако международные права не понравились инспектору, и он потребовал с меня другие, в итоге, показав ему отечественные я был отпущен с наставлением в следующий раз не давать что-то другое, кроме российских прав. А я даже думал, что их не надо с собой брать.

Еще их интересных особенностей правил в Черногории можно отметить запрет на использование противотуманных фар, то есть при езде должны быть включены ходовые огни или ближний свет, а противотуманки можно использовать только по их прямому назначению. При заездах в многочисленные туннели, народ дружно включает свет, который потом также дружно выключает.

В остальном правила схожи с нашими, надо быть пристегнутым и нельзя разговаривать по телефону. Из особенностей вождения можно отметить то, что включать поворотники здесь почему-то очень не любят, разве что на светофорах в городе.

С бесплатными парковками здесь большие проблемы, поэтому иногда приходилось парковать за несколько кварталов от места, куда мне надо. Есть платные парковки, но одно дело, когда там стоит шлагбаум и живой человек берет 0,8 евро за каждый час стоянки, а другое дело, когда попадаешь на платную парковку в Подгорице, где надо оплатить при помощи SMS, которые можно отправить только с местного номера. В конечном итоге я везде умудрялся припарковаться бесплатно.

Одной из проблем оказалось планирование автомобильных маршрутов по Черногорию, сидя за ноутбуком в Туле очень просто построить маршрут, прикидывай сколько километров за день ты будешь проезжать, сколько мест посетишь и прочее. На деле же навигатор показывает время движения, совершенно не беря во внимание, что вся дорога проходит со серпантину, а еще будет туман и возможен дождь. В итоге, даже не смотря на отличные дороги, расстояние, которые ты планировал преодолеть за 1 час, ты едешь 2,5 часа, в кафе ты ждешь обед на полчаса дольше, а потом сидишь и грустно думаешь, какую следующую точку из первоначального маршрута стоит удалить. По этой причине я не попал в несколько мест, которые планировал первоначально.

Это, наверное, все, что касается использование автомобиля в Черногории, дальше будут уже стандартный для набор постов из поездки, в которых я также постараюсь рассказать, где я зря потратил время и деньги, что можно было бы и не смотреть, посетим заброшенную резиденция знатного рода Бизанти, куда уж без этого, и, конечно же, где в Черногории спрятался очередной шарокот 😊

Экскурсии на Скадарское озеро, продаваемые в турагенствах Черногории и на набережной Будвы, меня не впечатляют… Проводят их банально, без погружения в местный быт, а ведь вокруг водоема расположилось много поселений. И самое обидное — не показывают настоящие красоты озера. Я постараюсь исправить ситуацию, описав несколько маршрутов на авто самостоятельно по Скадарскому озеру. Взять машину в аренду в Черногории советую в MyRentaCar.com

Сегодня расскажу о панорамном маршруте Будва — Бар — Острош — Муричи — Годинье — Вирпазар . Он займет весь день, плюс требует опытного водителя, местами будут узкие серпантины с глухими поворотами. Маршрут вдоль Скадарского озера из Будвы на карте .


Если вы впервые в Черногории, то посмотрев все и ее ривьеры, отправляйтесь в старый Бар. Здеcь чувствуется восточный колорит во всем- в посуде, еде, подаче кофе, в присутствии мечетей… недаром Османская империя 300 лет правила этим городом.


Вход в старый Бар за крепостные стены платный — 2 евро. Сегодня город нежилой, является музеем под открытым небом. При нажатии фото — открывается галерея


Обязательно прокатитесь к набережной Бара, она широкая и приятная для прогулок. А по вечерам тут шикарные закаты.


На набережной стоит дворец короля Николы. Но вместо скучного музея я бы посоветовала присесть на кофе с пирожным и насладиться морским бризом. Из Бара путь держим на объездную дорогу, уходящую в сторону албанской границы. По пути встречаются живописные деревеньки с садами и огородами. Угостились спелыми гранатами, свисающими над дорогой.

Проехали поселок с красивым названием Владимир, который местное население на албанском называют совсем иначе и повернули к ресторану Panorama . Обедать там не стали, торт насытил нас до вечера 🙂 Но вам советую — кухня национальная, есть домашние сыры и оливки, роскошные виды на Албанию, Черногорию, Большой Ульцинский пляж и деревни


Дорога узкая, но асфальтированная. Приведет вас прямиком к воздушной границе двух стран. На карте точка обозначается Viewpoint Štegvaš — передо мной видно практически в полном объеме Скадарское озеро с небольшими островками. А за спиной — вид на зеленые поля и морское побережье.


Тут же стоит огромный плакат — «панорамный маршрут между двух живописных берегов». Я на фото выше в самой правой верхней токе. Потом мы поедем налево вдоль озера, в сторону Вирпазара. Сразу предупреждаю — дорога не для слабонервных 🙂 Если у вас нет опыта езды по узким серпантинам, то лучше возьмите водителя, гида либо ограничтесь экскурсией на лодке


На другом берегу — албанские поселения. Озеро на 1/3 принадлежит соседней стране


Наша следующая остановка — поселение Острош с этническим албанским населением. Читала про него 3-хлетней давности новости, что жители постепенно уезжают отсюда, водопровод не проведен, дорогу новую не строят, Интернета нет, врачи приезжают изредка, в школе детей в 4 раза меньше, чем во времена Югославии… Эх, жалко, такой красивый край пропадает, а какие каштаны здесь вкусные! Подпишитесь на Инстаграм — VisitKraja если любите подобные деревушки и природу.


К нам подошел местный житель, сказал, что каштановые леса поделены на участки между жителями. Тут их жарят на гриле, в сыром виде я часто вижу в продаже в супермаркетах. Только имейте в виду, что не все каштаны в мире съедобные 🙂 Кстати, в Которском заливе в Столиве можно сейчас пособирать их, в ноябре там будет устроен праздник в честь каштанов


В конце октября сюда пришла настоящая осень, учитывая что мы на какой-то высоте над уровнем моря, да еще и во влажной области, то природа совершенно иная, нежели на море. На фото — покрасневшее дерево хурмы. Через месяц оно полностью скинет листву, оставив оранжевые плоды. По-черногорски хурма — «япанско ябуко»


Около часа мы ехали по каштановому лесу, в нем было много грибов, но я не рискнула собирать. Здесь встречаются каштановые деревья, которым 500-1000 лет


С фруктами, медом, каштанами в этом крае все хорошо! Да и козий сыр с Остроша я ела в разных ресторанах — он невероятный! Еще в том регионе можете увидеть остатки старинной православной церкви — Пречиста Краинска 10 века постройки


И узкая асфальтированная дорожка ведет на горку к 12 колодцам, если не знать точно локацию — не найти. Народ живет над огромной водной гладью Скадарского озера, но деревня долго жила без воды, за ней ходили на пригорок… По сей день 2 колодца используют по прямому назначению


Над поселком Муричи часть нашей компании закупилась у бабушки домашними специалитетами. Дорога все время виляет. Панорамы на озеро открываются через раз. Но и деревеньки интересно поразглядывать. Можете спуститься летом в Муричи , там есть пляж, работают рестораны, кэмпинг для палаток, можно на лодке или байдарке сплавать до соседних островов, посетить средневековый монастырь Бешка


Следующий интересный пункт маршрута — деревенька Годинье , известная частными винодельнями

Покажу летние фото с этого места. Godinje делится на нижнее поселение, появившееся после землетрясения 1979 г, и на верхнее старое. Всем советую заехать именно на горку, прогуляться по каменным лестницам, заглянуть в заброшенные домики


Дома построены встык к друг другу, по тоннелям люди могли попасть в другой конец деревни, не выходя на улицу и убежать так от турков, к примеру


В туннелях сохраняется прохлада около +20 даже летом, там обычно хранили бочки с вином, овощи

Отчет о путешествии на арендованной машине по Черногории в мае-июне 2017 года. Подгорица, Калашин, Плав, Боснийская сторона, Жабляк, Плужине, Никшич, Херцег-Нови, Которская бухта, Будва, Цетине, Петровац, Бар, Ульцинь, Скадарское озеро, Подгорица.

Предисловие

После нашей первой заграничной поездки в "пакетную" Турцию в 2015 году мы поняли, что это скука дикая, поэтому в 2017 году решили устроить путешествие по своим правилам. Решено было ехать в Черногорию: считай, братский народ, виза не нужна, цены адекватные. В целях экономии мы взяли с собой палатку, хотя до этого ночевали в ней несколько раз на местных вылазках. Ну что, интересно, что из этого вышло?

Аренда машины в Черногории

Особой подготовки к этой поездке не требовалось, ведь заграны у нас уже были, наши права для вождения в Черногории подходят, а билеты купить было совсем несложно, но пункт с арендой вызывал вопросы, так как машину мы брали в первый раз.

Подсчитав деньги, мы решили все-таки раскошелиться на авто и отмели вариант общественного транспорта, ведь машина на отдыхе - это свобода, тем более, когда у тебя палатки, спальники и пенки. Помониторили международные агрегаторы, но там везде был огромный залог, и оплачивать его не хотелось. А потом наткнулись на местный сайт: montenegro.rentacarfor.me , где аренда была дешевле и без залога, при этом с русскоязычной поддержкой.

На 14 дней аренда Toyota Yaris вышла примерно в 33 тысячи рублей, и эта машина полностью нас устроила. Мужа немного подбешивал вариатор и в горах веселее было бы на машине помощнее (хотя некритично), зато расход составил смешные 5-6 литров, а при цене бензина в евро и нашем километраже это дало нормальную экономию.

Подгорица

Прилетев в аэропорт, мы без проблем забрали свою машинку, послушали инструктаж (на английском) и сразу поехали на первый объект — водопад "Ниагара". Он был по пути к самой Подгорице.

Водопад, хоть и небольшой, но очень понравился

Потом устроили прогулку по городу, оставив авто у хостела, который арендовали на первую ночь. Мосты, парки, мечети... пешком обошли весь город! В этот же день купили местную симку в Montenegro Mall, пенку и горелку с газом: наша к местному "протыкному" газовому баллону не подошла.

Прошлись про трем мостам через Морачу

Дороги не загруженные, разве что в центре, но с парковкой мы так и не поняли: много где висят знаки платной парковки, но непонятно, как оплачивать. В итоге мы всегда становились на "стихийных" парковках. Найти их, в принципе, всегда получалось.

Колашин

На второй день мы отправились в Колашин, так как в Подгорице посмотрели все, что могли, а по пути заехали посмотреть на древний город Дукля, крепость Медун и монастырь Морача, который не зря считается самым известным в Черногории. По пути собрали нереальное количество небольших тоннелей: без освещения, без отделки... просто дыра в скале и все. Необычно, да еще и бирюзовая Морача внизу ущелья течет — хоть каждый километр делай остановку и любуйся видами.

Колашин показался нам очень тихим и приятным городком: запомнилась площадь, вымощенная брусом, отель Бианка и ботанический сад. Спасибо смотрителю: подсказал, что ехать в Плав нужно через Комови, а не как мы изначально планировали. В итоге дорога Колашин - Плав была одной из самых живописных.

В Колашине было совсем мало людей, очень тихо и умиротворенно

Плав

После первой ночевки в палатке около реки на съезде с дороги мы отправились в Плав по той самой дороге: когда открылся вид на Черную гору раза четыре останавливались фотографироваться.

Собственно, та самая Черная гора

В Плаве пообедали на озере и двинулись в сторону Боснии. Заехали в Гусине, в монастырь Брезоевица, посмотрели церковь Святой Троицы, а дальше случился инцидент, о котором мы будем рассказывать детям.

Эх, надо было брать лодку и кататься по Павскому озеру

Где-то я вычитала о красоте Хридского озера, и потащила туда мужа. А дорога оказалась вообще никакая. Но машина то не наша, почему бы не рискнуть. Проехали первую часть по ужасному асфальту со скоростью 30 км/ч (минут 30), потом около часа ползли в гору по каменистой грунтовке со скоростью 15-10 км/ч.

Мало того, что слегка перегрелись, так еще и что-то повредили днище отскочивим камнем. Снизу начало пугающе дребезжать, из-под капота подозрительно подванивать, и мы решили, что пора спускаться вниз на нейтралке. То, как меня накрыла истерика, когда мы разворачивались на дорожке шириной в 2 метра между скалой и обрывом — отдельная история. До озера мы так и не доехали, и вам туда рекомендую только пешим броском (очень долго) или на джипе.

В тот день злые и озадаченные поломкой заночевали в палатке возле домов в каком-то населенном пункте на пути к Беране. Проблему решили устранять с утра.

Беране, Рожае, Бело Поле

В автосервисе в Беране нас не починили: к тому моменту мы уже догадались, что погнули глушитель. Видимо, так как машина арендованная, сервис-мэн не решился на крайние меры. А вот паренек в Рожае решился. За 5 евро он разрезал, выгнул и заварил трубу обратно. Муж в этот момент заметно повеселел.

В Боснийской стороне мы побродили по мечетям, башням, церквям и отправились в сторону Дурмитора, где первой остановкой был парк "Биоградская гора".

Парк "Биоградская гора"

Рожае совсем не маленький, да и вообще Боснийская сторона намного оживленнее севера и даже побережья в несезон.

Шел сильный дождь, и погулять не получилось, но мы все равно заплатили 6 евро за въезд на территорию, чтобы посмотреть на озеро.

Дождевички надел — и вперед!

Следующая остановка — мост Джорджевича. Благо, буквально за 5 минут до подъезда к мосту дождь кончился, и мы смогли насладиться видом на Тару. А теперь по невероятно живописным местам до Жабляка!

Вид на реку Тара с моста Джорджевича из памяти не сотрешь, даже если захочешь

В горах было сыро и прохладно, а мы и так замерзли на Биоградской горе, поэтому решено было снять домик рядом с кемпингом Иван До. Две ночи в двухэтажном домике с буржуйкой и видом на горы за 30 евро? Жаль, что нельзя остаться тут на недельку.

Жабляк

Первый день в Дурмиторе мы посветили обходу озер: Змеиное, Барно ну и, конечно, Черное. На это реально ушел весь световой день, но было очень круто. Везде запах дровишек — отопление-то почти по всей Черногории печное. Правда, вечером делать особо нечего: идем в кафе, на мемориал (военных мемориалов у них почти столько же, как у нас), к церкви Преображения с кладбищем, кишащим огромными улитками, и спать.

Чтобы обойти все Черное озеро нам потребовался не один час

Второй день в Дурмиторе мы потратили на поход к Ледяной пещере. Муж в кедах и я в дешевых кроссовках пытались осилить не самый простой хайкинговый маршрут. И ведь осилили! Не дошли метров 300, так как вход был завален снегом, а в кедах по снегу карабкаться не вариант. Вернулись назад уже после обеда и решили, что пора выдвигаться в Плужине.

В Ледяную пещеру не попали, но это был один из лучших пеших маршрутов в моей жизни

Ооо, эта дорога. Безумно красивая. Тут мы впервые по-настоящему прочувствовали горный серпантин. Нет, сильные изгибы были и раньше, но тут дорога была без ограждений и уже.

Немножечко видно дорожное полотно и изгибы дороги

Зато какой вид нас ждал при подъезде к Пивскому озеру! Домашние блинчики и кофеек, небольшая прогулка, и марш бросок до Никшича.

Друзья сказали, что это пейзажи из Толкиена

Никшич

День начался еще в Дурмиторе, а закончился близ Никшича, дорога до которого была подозрительно равнинной и прямой. Сам город не сильно впечатлил, поэтому глянув на крепость, пивзавод и местный парк, рванули на Сланско озеро ночевать с палаткой.

Херцег-Нови

От места ночевки мы заглянули на Крупачко озеро и поехали в монастырь Острог в скале, а потом должны были двинуться в сторону Херцег-Нови, но из-за каких-то работ по единственной трассе пропускали только с 9 до 12 и с 14 до 16, а мы подъехали часов в 10. Пришлось разворачиваться и догуливать в Никшиче. Когда нас, наконец, пропустили, мы ехали до самого Херцег-Нови практически без остановок. Тормознули только залезть на Верхнюю Крепость, с которой наконец-то увидели море.

В Херцег-Нови мы поняли, что с движением лафа кончилась: город небольшой и сильно растянут ввысь по горе. Ездить страшновато, улицы чуть дальше от берега такие, что две машины уже не могут проехать, приходится сдавать назад в резкий склон.

Около берега запарковаться сложно. В итоге встали где-то на средней высоте и пошли гулять. Форте ди Маре (2 евро за вход), Кровавая башня (3 евро за вход) и заброшенный Испанский форт, который впечатлил больше всего. Ясное дело, башня с часами, площадь и прогулка по побережью. Вот только купаться холодно.

В Испанском форте своя атмосфера

Загулялись так, что настало время ставить палатку, а ровных площадок нет. Хостел искать поздно, поэтому, поскитавшись около часа, набрались смелости и подошли к местному жителю попросить поставить палатку около его дома на лужайке. Согласился, так еще и ракией напоил. Спасибо тебе, добрый человек!

Пераст, Котор

На следующий день случилось первое купание. Было прохладно, на море только местные, туристов практически нет, а в отелях только готовятся к сезону. Погуляв по паркам и набережной, решили двигаться дальше. Но сначала доедем до границы с Хорватией. Просто так.

Следующий пункт — Пераст. Прогуляться было интересно, но к островам ехать заленились. Кстати, на машине в город нельзя, а за парковку взяли 3 евро. Если проехать город, а он малюсенький, и кинуть машину на дороге, паркануться можно бесплатно.

Которская бухта не для купаний, о чем намекают небольшие бетонные пляжики-площадки и куча лодок, но виды там потрясающие. Еще бы: бухта, которую вплотную к воде обнимают горы. Правда в Которе этому факту мы резко стали не рады. Шириной город, наверное, метров 500, а дальше гора. Палатку ставить негде вообще, а хостелы выходили дороговато. Немного погуляв по вечернему Котору, бронируем хостел в Доброте за 20 евро и возвращаемся туда.

Ну говорю же, дико узко!

Тиват, Луштица

На следующий день мы залезли на Которскую крепость, погуляли по старому городу и поехали в Тиват, который оказался довольно оживленным портом. Горы здесь дальше от моря, и с парковкой было проще, но остались мы там ненадолго. В этот день нужно было заехать на остров Цветов, на полуостров Луштица и добраться до Будвы.

Даже небольшой участок грунтовки к острову Цветов очень приличный

Так вот, Луштицу мы запомним тем, что притерли каких-то мужиков на пустой дороге, потому что полоска асфальта была слишком узкая, а слезать на опасно низкую обочину после истории с глушителем мы побоялись. Повреждений видно особо не было, и мужчины не стали скандалить. А так Луштица красивая, с рыбацкими поселками и оливковыми рощами.

Но и это еще не всё: решив не оставаться с палаткой на Луштице, мы пролетели с хостелом. Приехали в Будву, а в нашем хостеле никого, ни постояльцев, ни хозяев. Пришлось спать прямо около этого хостела в палатке. Ох уж эти минусы онлайн-бронирования.

Будва

В Будве мы провели два дня, и это был единственный город после Подгорицы, где было много машин и ощутимый трафик. Что же тут тогда в сезон? Обе ночи ночевали в хостеле, уже другом, 15 евро за ночь. Вот тут покупаться получилось вдоволь. Сплавали на остров Святого Николая, побродили по Цитаделле и старому городу, поели в кафешках. Для тех, кто ищет кафе, куда ходят местные, рекомендую Verige. Все очень просто, по-домашнему, дешево и вкусно, но от берега далеко.

На острове Святого Николая был очень грубый привозной гравий, хоть кораллки надевай

На следующий день мы заказали экскурсию на весь день на корабле, потому что у меня была идея фикс: посетить голубую пещеру, а местных, которые нас туда бы отвезли, я не нашла. Она оказалась красивой, плюс на острова близ Пераста все-таки заехали, но в целом день прошел вяло. Все-таки организованные экскурсии — не то.

Цетине

Если бы мы не заехали в старую столицу, я бы расстроилась, но еще больше я расстроилась из-за очередных ремонтных дорог, на которые мы попали.

Похоже, к сезону в мае готовили не только отели, но и дороги

Из-за них мы не стали заезжать на крепость Космач, а жаль. В Цетине мы пробыли недолго, посмотрев самое главное, и оттуда направились в парк Ловчен, за въезд в который, кстати, тоже берут денежку - 2 евро. Поднявшись к мовзалею, мы узнали, что вход туда стоит еще 3 евро, зато вид на бухту очень красивый.

Дорога до Негуши местами вот такая, а если еще и в облако попасть, то совсем весело

Из парка мы доехали до деревни Негуши, где, якобы, делают лучший пршут, но как-то местные торговцы нас не впечатлили, и, погуляв немного, мы вернулись к побережью (еще час постояв на еще одних дорожных работах).

И опять ждем пока нас пропустят, а самое обидное - это даже не обвал!

Подошли к Святому Стефану, ведь на него простых смертных не пускают, заехали в Петровац с его мелким пляжем и странным рыжим песком и рванули до Бара, где заночевали на недострое, который удачно защищал от начавшегося дождя.

Бар, Ульцинь

Новый город нас не сильно впечатлил, хотя и там мы нашли, где погулять, а вот старый Бар — это что-то. После всех фортов и крепостей Черногории это была вишенка на торте. За вход просят всего 2 евро, учитывая, что провели мы там часа 4.

Кусочек старого Бара

Теперь нужно доехать в Ульцинь, и вот опять этот разительный контраст Боснийской стороны: много людей, узкие дорогие и оживленное движение, как и в Беране или Рожае. Из-за того, что город на море, людей и шума еще больше, а парковочных мест меньше. Старый город превращен в большое кафе с зазывалами на каждом углу, а вот песок на пляже действительно мелкий-мелкий и темный.

Вечером снимаем на том же Booking.com комнату на ночь за беспрецедентные 10 евро, а на следующий день попробуем доехать на нудистский пляж Ада Бояна. Жалко, погода дождливая, и нудистов нет, но за въезд 5 евро все же заплатили — посмотреть-то надо.

Да, да, по цвету, как наша земля, но по ощущениям — мельчайший мягкий песочек

Скадарское озеро

А вот и вторая опасная дорога: от Ульциня к Скадару и вдоль него. Перед поворотами приходилось сигналить (подсмотрели у местного), чтобы ненароком не влететь в кого-нибудь, так как обозримость из-за скал нулевая. И это на скорости 50-60 км/ч!

Дорога вдоль Скадарского озера не самая широкая, зато какие виды

Несколько остановок на берегу самого Озера, но без экскурсии на лодке, и мы уже почти у Подгорицы. Здесь много ровных площадок, но все за колючей проволокой. В этот раз просим поставить палатку на лужайке у албанской, но не менее гостеприимной, чем тот серб, семьи.

Подгорица

Последний день в Подгорице был ленивым: лил дождь, так что мы вкусно ели (в Черногории очень большие порции мяса за вменяемую цену), пили пиво, а потом спали в машине в ужасную грозу. В 5 утра уже нужно было в аэропорте сдать машину: девушка даже не проверила, не случилось ли с ней чего. Теперь можно выдохнуть с облегчением, и с кучей впечатлений отправляться домой!