М53 сибирь 703 км на карте. Федеральная автомобильная дорога М51, М53, М55 «Байкал. М55 Иркутск - Улан-Удэ - Чита

Челябинск - Омск - Новосибирск

М-51 "Байкал" Челябинск - Омск - Новосибирск имеет протяженность 1528 км. Далее дорога переходит в автомагистраль М-53 Новосибирск - Иркутск Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги - 190 км - по территории Казахстана).

Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м. Средняя температура января изменяется по трассе от -14°С до -20°С . Опасными для движения являются участки: с крутым спуском (234 км), с крутыми поворотами (790 км, 871 км, 890 км, 956 км ), с ограниченной видимостью (15 км, 234 км, 890 км ). Тобол, Иртыш, Омь . Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.

АЗС
СТО
Гостиницы, кемпинги
Пункты мед. помощи
Посты ГАИ
172, 268, 301, 716, 763, 855, 941, 1223, 1399
268, 443, 855, 1317
260, 675, 714, 941, 1395, 1399
859, 904, 942(1), 1316(3), 1399(3), 1415(6)
27, 95, 126, 171, 207, 295, 396, 443, 763, 798, 851, 941, 1413

Пункты питания расположены на трассе в среднем через 100-125 км.

Карты автодороги М-51

Карта дороги М-51 представлена 4-ю отрезками. Рисунки кликабельны.

М-53

Новосибирск - Иркутск

Магистральная федеральная автомобильная дорога М-53 Новосибирск - Иркутск имеет протяженность 1860 км. Далее дорога переходит в автомагистраль М-55 в направлении Улан-Удэ, Чита . Дорога проходит по территории Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края и Бурятии .

Дорога имеет подъезды к: г. Томск (99 км), Тюмень (196 км), Листвянка (65 км) . Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.

Трасса дороги проходит в условиях равнинной лесистой местности. Климат резко-континентальный с продолжительной суровой зимой со средней температурой января от -20°С (в начале трассы) до -28°С (в конце трассы), с частыми метелями, снежными заносами.

60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км );
- с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км );
235 км, 346 км,483 км ).

Дорога пересекает значительные реки: Томь (у г. Кемерово), Кию (у г. Мариинск), Чулым (у г. Ачинск), Енисей (у г. Красноярск), Кан (у г. Канск), Бирюсу (у г. Тайшет), Уду (у г. Нижнеудинск), Оку (у г. Зима), Ангару (у г. Иркутск). Встречаются мосты грузоподъемностью 40 т - через р. Пойму (1167 км) , Тулун (1464 км) , на 1478 км и 1517 км . Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более т .

Данные сервисного обслуживания

АЗС
СТО
Гостиницы, кемпинги
Пункты мед. помощи
Посты ГАИ
33, 60, 126, 209, 226, 245, 295, 435, 542, 583, 645, 690, 713, 775, 780, 795, 799, 812, 878, 931, 1006, 1049, 1073, 1101, 1367, 1487, 1497, 1559, 1561, 1623, 1713, 1776, 1789, 1810, 1834, 1860
126, 158, 226, 245, 458, 583, 645, 713, 808, 812, 931, 1049, 1367, 1487, 1497, 1623, 1784, 1800, 1810, 1884, 1860
57, 126, 583, 645, 693, 808, 812, 1049, 1101, 1367, 1487, 1561, 1623, 1713, 1800, 1834
22, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5), 245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931 (5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1)
56, 126, 245, 295, 653, 775, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834

Расстояния до объектов сервисного обслуживания даны в км от начала дороги. В скобках даны удаления объектов от магистрали в км. Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.

Карты автодороги М-53

Карта дороги М-53 представлена 4-ю отрезками. Рисунки кликабельны.

М-55

Иркутск - Чита

Магистральная федеральная автомобильная дорога М-55 Иркутск - Чита имеет протяженность 1113 км. Далее дорога продолжается в напрвлении Могоча, Белогорск, Хабаровск . Дорога проходит по территории Иркутской и Челябинской области, Бурятии .

На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7м (встречаются участки с цементнобетонным и щебеночным покрытием). Климат по трассе резко-континентальный, с длительной холодной зимой (средняя температура января -24°С ) и коротким жарким летом (средняя температура июля +20°С ).

Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:

С крутыми спусками и подъемами (34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км );
- с крутыми поворотами (15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 105 км, 276 км, 347 км,498 км, 703 км );
- с ограниченной видимостью (100 км, 400 км, 1055 км ).

Дорога пересекает значительные реки: Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок). Мосты имеют грузоподъемность 60 и более т.

Данные сервисного обслуживания

АЗС
СТО
Гостиницы, кемпинги
Пункты мед. помощи
Посты ГАИ
17, 18, 107, 146, 222, 278, 347, 354, 393, 448, 453, 493, 557, 653, 677, 736, 787, 905, 988, 1031
19, 146, 344, 435, 448, 563, 652, 677
146, 278, 362, 559, 652
19, 110, 146, 279, 362, 447, 559, 589, 604, 652, 670, 677, 904, 961
10, 105, 372, 443, 556, 655, 794

Расстояния до объектов сервисного обслуживания даны в км от начала дороги. Пункты питания расположены в среднем через 40-50 км.

Карты автодороги М-55

Карта дороги М-55 представлена 2-я отрезками. Рисунки кликабельны.

Экипаж информационного портала «ДорИнфо» в рамках автопробега «Атлас федеральных трасс» оценил состояние трассы М-53 (Р-255) «Байкал» на участке Красноярск - Кемерово. Из всего того, что пришлось проехать за время автопробега от Санкт-Петербурга до Владивостока, этот отрезок по качеству можно назвать одним из лучших участков пути.

Протяженность отрезка федеральной трассы М-53 «Байкал» от Красноярска до Кемерово – порядка 518 километров. Состояние дороги здесь позволяет практически все время ехать со скоростью 100 км/ч. Любители быстрой езды разгоняются здесь и быстрее. Выбоины, неровности, трещины – редкое явление на этой дороге. Короткий, но невероятно разбитый участок имеется в районе города Ачинск (Красноярский край).
Напомним, там же расположен и аварийный путепровод через железнодорожные пути, о котором . Городские власти объявили о том, что путепровод будет отремонтирован уже этим летом. Однако дорожной техники и рабочих 2 августа на путепроводе и возле него экипаж «ДорИнфо» не заметил. При этом состояние объекта даже на взгляд неспециалиста вызывает опасения – в полотне дыры, а деформационные швы, похоже, слишком износились. Небольшой отрезок, не более 20 км, с неровностями имеется сразу на въезде в Кемеровскую область (км 557), но преодолевается он без особых затруднений. Грунтовых разрывов на трассе сейчас вообще нет.

На территории Кузбасса попалось несколько отрезков, которые были обозначены информационными стендами Росавтодора, сообщавшими о проведении ремонта. Здесь, на км 343-362, км 321 – 328, уже положен новый асфальт, но пока нет разметки. Ночью, да еще и в ливень, ехать здесь было довольно опасно и трудно. Днем же особых проблем не возникло. К слову, трафик на трассе Красноярск – Кемерово умеренный, чуть выше среднего (и гораздо выше, чем на трассе Р-258 «Амур» Чита – Хабаровск). Возможность для совершения обгона есть почти всегда.

Единственный участок, где идет ремонт искусственного сооружения – моста через реку Барзас – это 323-й километр. Здесь организовано реверсивное движение со светофорным регулированием. Однако пробок, как на перевале Сим, здесь не возникает.

Протяженный четырехполосный участок (с «перерывами» на «двухполоску») на этом отрезке федеральной магистрали имеется только на выезде из Красноярска примерно до 720-го километра и перед Ачинском (671-684 км). Причем на выезде из Красноярска встречные потоки делит довольно широкая разделительная полоса или металлическое барьерное ограждение. На остальных участках трасса двухполосная. Уже неподалеку от Кемерово (примерно в 70 километрах) на дороге начинают попадаться довольно крутые повороты. При этом серьезных спусков и подъемов (как на отрезке Иркутск – Слюдянка по трассе М-53) здесь нет.

Недостатка в кафе и АЗС между Красноярском и Кемерово водитель не испытает. Придорожная инфраструктура здесь развита вполне хорошо. Гостиниц и мотелей не так много, вероятно, потому что проезд от города на Енисее до столицы Кузбасса занимает не более одного дня и автовладельцы останавливаются на ночь уже в региональных центрах.

АЗС на трассе М-53 «Байкал» (участок Красноярск – Кемерово): км 791, км 777, км 725, км 716, км 713, км 692, км 690, км 670, км 668, км 664, км 652, км 651, км 645, км 626, км 612, км 583, км 563, км 551, км 506, км 481, км 425, км 379, км 370, км 342, км 322, км 300.

В результате чего возникла огромная пробка в районе города Усолье-Сибирское. Спустя несколько дней, после вмешательства Минтранса местные дорожные службы провели ремонт. Однако состояние трассы по-прежнему вызывает опасения.

"Из Томска до Иркутска Чехов добирался две недели через Мариинск, Ачинск, Красноярск, Канск. 2000 с лишним верст он ехал по ужасной дороге, полоскался в грязи, задерживался на станциях по 10-15 часов из-за поломок своей коляски, много верст шел пешком".

120 лет спустя после посещения этих мест Антоном Павловичем Чеховым, в плане дорог здесь, похоже, ни чего не изменилось. Сотни до верху груженых фур, товарами со всего света, превратились в единый автомобильный тромб. Отборный мат в кабинах грузовиков, кабинетах высоких начальников и первый номер всех теленовостей. Как это часто случается, дорога исчезла внезапно. Нижне Ингашский отрезок трассы М-53 стал местом потери десятков машин и сотен тонн грузов.

"Трое суток машины таскали, пробивали поддоны. Видите, какие булыжники валяются, отрывали аккумуляторы. А вчера ребята встали, потому, что не возможно было ехать и перекрыли дорогу. Только после этого пригнали дорожников и всю ночь посыпали", - говорит водитель дальнобойщик Александр Здешнев.

Даже у этих монгольских скакунов, которые провели стоя в фургоне несколько дней, абсолютно загнанный вид. Люди же провели четверо суток в антисанитарии, без еды и воды. Сжигая топливо, чтобы обогреть машины, дальнобойщики стояли в очереди за гусеничным трактором. Этот тягач стал единственным спасением из грязевого плена.

- Ты давай до конца тащи! Там все равно не пройдет.

Что же все-таки происходит с федеральной трассой М-53? Разовая травма или очередной рецидив хронической болезни, получившей огласку только сейчас. Мы решили взглянуть на дорогу своими глазами, а также глазами тех, кто по ней ездит, кто на ней живет и за нее отвечает.

Первых 300 километров пути от Красноярска до Нижнего Ингаша, первого знакомства с трассой М-53 "Байкал" уже могло хватить на томик воспоминаний или добрую прядь седых волос. Свой путь приходилось постоянно сверять по карте, отказываясь верить в то, что продолжаем движение по федеральной дороге.

- Вот указатель М-53! Что?! Это федеральная трасса?

- Не похоже!

На пятые сутки дорожные службы, восстановили движение по трассе и в сторону Иркутска и в сторону Красноярска. Пусть медленно, пусть с риском сломать ось или потерять колесо, но .

Именно эти 300 метров пути и стали причиной колоссальной пробки на трассе М-53. В том, что сейчас движение восстановлено, заслуга, скорее не дорожных служб, а погоды. Десятиградусные морозы, которые установились в Красноярском крае, сковали болота. Строителям оставалось лишь уложить плиты и засыпать ямы. Но, даже сейчас, вот это, слабо напоминает проезжую часть и уж тем более, федеральную трассу.

Это, скорее даже не ремонт аварийного участка, а восстановление движения любым путем. Бетонные плиты дорожники уложили прямо в болото. И, похоже, с этого момента начался обратный отсчет времени для данного отрезка пути. По словам дорожников, это так называема "времянка". До весны, мол, продержится, а там и реконструкция большая не за горами.

"На этот участок дороги внимание обращено. И мы приступили к его реконструкции. Наверное, это раньше надо было сделать, пока полотно еще держало. И в этом году, согласно контракту выделено 200 миллионов рублей. И это не окончательная цифра", - говорит генеральный директор ООО "Дорожно-строительная компания" Николай Юнг.

Опытные водители хорошо знают все коварство этой дороги. Преодолев, казалось самый сложный участок пути, машины разбиваются на ровном месте. Всего в пятидесяти километрах от нашумевшего провала дороги, всего через несколько часов, Байкал преподносит очередной неприятный сюрприз. Костры у дороги. Согреваясь, водители жгут то, что везли. На сегодня для них дорога окончена. Наливая по сто граммов для согрева, вспоминают о своем профессиональном празднике.

- Таким образом отмечаем день водителя. Закупили баранов с автопредприятием, гаишники, начальство. А мне утром звонят: машина твоя в кювете.

- Отметим!

Дмитрий говорит, что уже лет десять как езда по М-53 каждый раз напоминает игру в "русскую рулетку". Он называет участок дороги от Ингаша до Решет, это около 60 километров, страшной дорогой. И благодарит Бога, что на этот раз все обошлось без жертв.

"Здесь вот крутой поворот. Навстречу машина выскочила. У него ничего не оставалось: на тормоза нажал и его занесло и в кювет свалился. Благо, что сильно не помял, но вида товарного нет у машины. Слава Богу, что водитель остался жив", - рассказывает водитель Дмитрий Куцко.

На этом склоне в кювет сошли сразу две машины. В ожидании помощи иногда проходят целые сутки. Эта "Вольво" все еще продолжает медленно сползать с дороги. Находиться на улице холодно - в машине опасно.

"Страшно подходить, она может упасть туда. Я и в кабину боюсь лезть, потому, что машина может в любое время пойти. Уже задние колеса оторвались. Грунт сырой, болото снизу, она тонет. Может, упадет сегодня ночью, может завтра утром. Шатается. Жалко машину! Попадаем на деньги, на все", - делится водитель Сергей Багрицов.

Скользкая как каток дорога, здесь не спасает даже шипованая резина. Многочисленных выбоин, глубиной до 20-30 сантиметров на ночной дороге просто не видно. Как итог, автомобиль нашей съемочной группы вылетает в кювет. И только чудом машина повисает на самом краю дороги.

- Трасса М-53 и мы тоже здесь!

В таких случаях надежды на спасателей мало. До ближайших деревень километров по 30. Нам повезло, дорожный пескоразбрасыватель на этот раз проезжал вовремя. А еще дальнобойщики. Нашу "Ниву" вытащили буквально на руках.

- Вытаскивают машину!

Куда меньше повезло нашим коллегам. Спустя всего несколько часов после нашего вылета на обочину, в серьезную аварию попадает автомобиль, где ехала съемочная группа телеканала "Россия". Это было первое знакомство наших коллег с трассой.

"Мы ехали по заданию редакции, снимали фильм о трассе, о ее проблемах. Держали скорость, примерно 70 километров в час, потому что знали, что на этой трассе опасные участки и гололед. Потом произошло что-то неожиданное. Машину стало подкидывать, заносить и мы резко съехали в кювет. Несколько раз перевернулись, машина ударилась о дерево, и вот, собственно в таком состоянии", - поясняет корреспондент телеканала "Россия" Дмитрий Кайстро.

Почувствовать всю прелесть трассы М-53, можно не выходя из дома. Село Верхний Ингаш. Огромные фуры проносятся всего в трех метрах от жилых домов. Иногда старые срубы используют для экстренного торможения. Например, как этот большегруз. Баба Валя как раз готовила еду в небольшой кухне.

"Слышу тут, как стрельнуло, как гукнуло! Как же я напугалась. И все на меня, переборка. Ладно, что не на голову, а на руку. Я испугалась, не знаю куда мне бежать. Выползла я на улицу. Калитку открывать, а я не могу. Кричу: караул! Караул! А никого нету. Все там", - рассказывает жительница поселка Верхний Ингаш Валентина Гончарова.

Жители многочисленных деревень, через которые проходит трасса, боятся переходить дорогу. Вырвавшись на приличный кусок дороги, тягачи пытаются, обгоняя друг друга, наверстать упущенное время. Ветхие дома едва выдерживают.

"Шум большой, машины идут, не перейти нам старым дорогу. С палочкой ходим. И боимся, такие машины сейчас идут. Раньше так не ходили. Ну куды ее денут эту дорогу, ни куды не денут", - говорит жительница поселка Верхний Ингаш Надежда Лузан.

В местном ГИБДД к частым авариям, похоже, уже привыкли. Это уже привычные дело на пути из Красноярска в Иркутск.

"Люди устают, при движении по плохой дороге. Из-за этого происходят все эти съезды. От усталости водителей и от того, что они длительное время находятся за рулем. Контроля за этим, сейчас, практически нет", - отмечает начальник отделения ГИБДД ОВД по Нижнеингашскому району Дмитрий Трифонов.

По выражению лиц проезжавших дальнобойщиков становится ясно, что такие случаи на этой дороге, скорее - печальная закономерность. Реконструированные участки с вполне приличным покрытием резко сменяют практически непригодные для езды километры.

Отрезки пути, где трасса М-53 превращается в направление, водителям хорошо известны. Да и вообще, здесь не должно быть никаких большегрузных "Вольво", "Сканий" или "Кенвордов". Построенная еще несколько десятилетий назад, в советские времена, эта дорога была рассчитана для совершенно других машин, самой тяжелой из которых был ЗИЛ-130, ну максимум "КАМаз".

Именно большегрузные фуры, считают дорожники и превратили трассу в сплошное месиво. Директор дорожно-строительной компании Николай Юнг говорит, что машины идут с большим перегрузом, асфальтовое покрытие таких нагрузок просто не выдерживает.

"Когда водителя останавливаешь и спрашиваешь: у вас сколько загружено? Он по документам показывает 20 тонн и написан не тот груз, что у него загружен. Но мы видим, как ведет себя полотно. Нас же не обманешь. Проходят наши 26-тонные самосвалы груженые, ничего не происходит. Идет фура, тут же прорезает. У них колесная формула сзади односкатная резина", - поясняет Николай Юнг.

Водитель этой разбитой фуры говорит, что это в принципе не возможно. Дальнобойщикам платят лишь за тот груз, который указан в документах. Иного заработка нет. Да протащить груз весом в 60 тонн по бездорожью в принципе невозможно.

- У нас в России с таким грузом нигде не проедешь.

Такие взаимные обвинения дорожников и водителей длятся уже давно. Транспортные коллапсы на М-53 случаются по несколько раз в год, когда строптивая сибирская погода показывает свой характер. И это могло бы стать самым простым оправданием. Но к чести Красноярских дорожников мы все же получили ответ на прямо поставленный вопрос: кто виноват?

"Отвечает за все федеральное управление дорог Байкал. Я руководитель, соответственно я и должен нести ответственность. Других ни кого я в этом случае не вижу. Мы несем ответственность за состояние дороги", - объясняет начальник федерального управления федеральных дорог "Байкал" Константин Ляшкевич.

Эта трасса дорожникам досталась в наследство от Советского Союза со всеми вытекающими отсюда проблемами. Деньги на ремонт есть. На 60 километровый участок - заложено 600 миллионов рублей. Этих денег, хватит только на латание дороги. О строительстве современного покрытия речи не идет.

"Иллюзий мы не питаем. Тоже понимаем, что глобальной стройки здесь разворачивать никто не будет. Те участки, которые можно привести в нормальное состояние с помощью ремонтов. Если где-то нужна реконструкция, как на этом участке, значит, будем принимать решение о реконструкции", - говорит Константин Ляшкевич.

А пока в низинах, где не посыпано, как на катке. Ехать совершенно не возможно. Все, как и 120 лет назад, когда между Красноярском и Иркутском застрял Антон Павлович Чехов. Одни сплошные направления.

Пожалуй, нет больше в мире ни одного другого государства, где пути сообщения между городами и регионами имели бы такое же первостепенное значение, как в России. Только дороги объединяют грандиозные географические пространства в единую страну. И номера трасс на карте здесь знакомы и понятны не одним лишь водителям-дальнобойщикам.

Из Западной Сибири в Восточную

М53, для краткости обозначаемая как "Сибирь", проходит через Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и Красноярский край. Завершается она в В некоторых источниках эту дорогу обозначают кодовым словом "Байкал", что принципиально неверно - крупнейшее в мире пресноводное озеро находится восточнее Иркутска, в котором она завершается. Правильным это обозначение можно считать только для всего исторического пути с Урала до Байкала. А М53-трасса составляет только часть этого маршрута. И она имеет совершенно официальное обозначение - "Сибирь". Города, через которые проходит М53-трасса, относятся к крупнейшим историческим, промышленным и культурным центрам Сибири. Общая протяжённость этой дороги составляет 1860 километров. При движении с запада на восток страны М53-трасса является непосредственным продолжением федеральной автомобильной дороги М51 "Иртыш", идущей с Южного Урала до Новосибирска через Курган и Омск. А восточнее Иркутска движение в направлении Тихого океана продолжается уже по федеральной автомобильной дороге М55, идущей в направлении на Улан-Удэ и далее на Читу.

Из истории путей сообщения

Современная на карте составляет дистанцию на историческом пути из центральной России к Тихому океану. Этот старейший транссибирский сухопутный тракт появился ещё в середине восемнадцатого века. Разумеется, в те далёкие времена отсутствовали мостовые переправы через великие сибирские реки, да и различные участки пути, именуемого в исторических источниках "Московским трактом", не отличались стабильностью. На многих участках они дублировались и представляли собой скорее направления движения, чем полноценно обустроенные дороги. Но мосты и дороги строились постепенно, по мере продвижения Российской империи на восток. А один из мостовых переходов хорошо знаком даже тем, кто никогда не был в Сибири. М53-трасса проходит в Красноярске по мосту через Енисей. Именно он изображен на банкноте в десять рублей.

Номера трасс на карте России

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют обозначения автомобильных дорог, принятые в Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2010 года. Этим документом определяются новые обозначения для некоторых трасс, имеющих федеральное значение. В частности, они обозначаются префиксом "М", как идущие от Москвы. Но вместе с тем временно остаётся в силе прежняя система кодификации. Её действие прекращается с 1 января 2018 года. В новой системе кодификации трасс отсутствует их разделение по категориям - на магистральные и второстепенные. Но сохраняется тенденция возрастания порядковых номеров трасс по мере их удаления от столицы.

Трасса М53 сегодня

В настоящее время строительство федеральной трассы "Сибирь" ни в коем случае нельзя назвать завершённым. При том, что по всей трассе в круглосуточном режиме осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, на многих её участках дорожное покрытие оставляет желать лучшего, а нередко и отсутствует совсем. Работы по ремонту и строительству трассы не прекращались практически никогда. Требует совершенствования и инфраструктура придорожного сервиса. Строителям трассы приходится преодолевать значительные трудности. Связано это в первую очередь со сложными грунтами. На значительном протяжении они требуют предварительного укрепления, прежде чем на них можно будет возводить насыпь под будущую дорогу. Многие населённые пункты трасса пересекает прямо по центральной улице. Так исторически сложилось. Это не создавало особых проблем вплоть до начала двадцатого века, пока основным видом транспорта был гужевой. Но в настоящее время приходится вкладывать значительные средства в возведение обходных участков вокруг населённых пунктов.

Дистанция Новосибирск - Кемерово

На своём начальном этапе М53 проходит преимущественно по равнинной местности. Из Новосибирска дорога выходит в северном направлении, на Томск. Но в этот город она не заходит, сворачивая вправо на Кемерово. До Томска следует свернуть налево, ответвление дороги обозначено на картах тем же самым обозначением М53, что и вся трасса. Состояние дорожного полотна на всём протяжении трассы до Кемерово - вполне удовлетворительное. составляет семь метров. Дорожное покрытие - асфальтобетонное. Из значительных водных преград - только река Томь, мост через неё находится неподалёку от Кемерово. По статистике, на этой дистанции пути количество ДТП - минимально.

Участок Кемерово - Иркутск

Это наиболее сложный отрезок трассы. Твёрдое дорожное покрытие имеется здесь далеко не на всех участках. Особенно сложен отрезок пути Кемерово - Мариинск, проходящий по возвышенной местности. Дорога здесь пересекает большой таёжный массив, и её очертания приобретают серпантинный характер. После Мариинска трасса выравнивается, и дорога становится спокойнее. За бывшим постом ДПС "Боготол" - удобное место для стоянки и отдыха. Имеются в наличии структуры придорожного сервиса в виде кафе и мотелей. После Ачинска движение на трассе становится более оживлённым, это сказывается приближение большого города - Красноярска. Сам город трасса М53 минует вдоль его окраины, по северному обводу. И далее остаётся заключительный участок пути до Иркутска. На этом отрезке имеются сложные участки дороги, без твёрдого покрытия. Наибольшее их количество находится в районе Тайшета. Особенно сложно здесь бывает при выпадении атмосферных осадков.

О чём необходимо помнить на трассе "Сибирь"

Движение по сибирским дорогам имеет свою специфику. Она определяется географией и климатом. Карта М53-трассы способна продемонстрировать, какое большое расстояние здесь приходится преодолевать на пути от одного населённого пункта до другого. Любой отказ техники в пути может вас оставить наедине с возникшими проблемами. Поэтому по сибирским трассам лучше всего перемещаться, как это было принято в древние времена, в составе караванов. Особенно это актуально в зимний период времени. Климат в Сибири - резко континентальный, с большим годовым перепадом температур. Это означает, что летом здесь бывает довольно жарко, а зимой очень холодно. Весьма часто случаются и снежные заносы, сильно затрудняющие движение по трассе.

Московские ворота в Иркутске

Интересным историческим памятником, непосредственно связанным с федеральной трассой М53, является триумфальная арка в Иркутске. Она была воздвигнута в 1813 году на берегу Ангары. В этом месте начинался Московский тракт, неблизкий путь из Восточной Сибири в центральные районы России. И арка, воздвигнутая в честь Императора Александра Первого, его открывала. Выразительный архитектурный памятник, выполненный в стилистике классицизма, был снесён не в советскую эпоху, а ещё до начала Первой мировой войны. Городские власти в тот момент не нашли средств на его ремонт. Но он восстановлен в первозданном виде уже в наше время, на прежнем фундаменте, ровно через 200 лет после завершения строительства оригинала.

Проходит по территории Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областей и Красноярского края. Является формальным продолжением на восток трассы Р254 «Иртыш», вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6

Выезды из городов

  • Новосибирск
    • На север в сторону Томска и Кемерово.
  • Томск
    • На юг в сторону Новосибирска.
  • Кемерово
    • На запад в сторону Новосибирска
  • Мариинск
    • На восток в сторону городов Ачинск и Красноярск
    • На юго-запад в сторону городов Кемерово и Новосибирск
  • Ачинск
    • На восток в сторону Красноярска
    • На запад в сторону городов Мариинск и Кемерово
  • Красноярск
    • На восток в сторону Канска и Иркутска.
    • На запад в сторону Ачинска, Новосибирска, Кемерово и Томска
  • Канск
    • На восток в сторону Тайшета
    • На юго-запад в сторону Красноярска
  • Нижнеудинск
    • На запад в сторону городов Алзамай, Тайшет, Канск, Красноярск
    • На юго-восток в сторону городов Тулун и Иркутск
  • Тулун
    • На запад в сторону городов Нижнеудинск, Тайшет, Канск, Красноярск
    • На юго-восток в сторону городов Ангарск и Иркутск
  • Иркутск
    • На север в сторону Красноярска

Основные позиции в направлении из Новосибирска в Иркутск

  • Пост ДПС возле посёлка Садовый на выезде из Новосибирска . Очень хорошая позиция - ограничение 40 км/час, освещение, широкая обочина. Есть смысл селектрировать машину до Томска/Кемерово или даже дальше!
  • Развязка на повороте в Барлакский. Позиций нет! Везде высокий отбойник, еще и с желобом для стока воды\грязи по краю проезжей части. Скорости машины большие! Через 500 метров за развязкой есть автобусная остановка, можно попробовать голосовать в её полосе разгона.
  • Поворот на Сокур. Тоже нет позиций. Тоже отбойник и через 300 метров автобусная остановка с полосой для рейсового транспорта.
  • Объездная Мошково. Через 300 метров от отворота в город есть медленный жд переезд с фонарями. Есть смысл пройти до него пешком.
  • Закрытый пост ДПС возле Болотного. 126 км от Новосибирска . Если вы отъехали от Новосибирска "на локале", то уже здесь есть смысл "пустить корни". Обочина широкая, есть фонари, ограничения скорости нет.
  • Поворот на Томск. Фонарей нет. Голосуем возле въездной стелы "Кемеровская область". Скоростное место. До поста 8 км. можно подъехать на локале.
  • Пост ДПС на повороте в Юргу. Ограничение 50 км/час. Проходим за пост, где кончается отбойник, и встаем на выезде с штрафстоянки, перед последним фонарем. Нет смысла соглашаться ближе Кемерово, а лучше вылавливать минимум до Красноярска.
  • Топкинская круговая развязка (226 км). Начало объездной Кемерово. Фонарей нет. Есть знак "уступи дорогу, тем кто на круге". Если Ваша машина едет в Ленинск-Кузнецкий , есть смысл проехать с ней до конца этой "Южной объездной" до Сухо-Реченской развязки и там вылавливать проходную через город. Если Ваша машина сворачивает в Кемерово , то можно уехать на ней до центра и уже выбираться из города на Красноярск общественным транспортом.
  • Пост ДПС "Рудничный" на выезде из Кемерово . Голосуем у АЗС "Лукойл" сразу за постом. Есть смысл селектировать машину до Мариинска или Ачинска.
  • Через 13 км от Кемерово - развилка на Анжеро-Суджинск. Широкая обочина, есть фонари, отбойника нет.
  • Недоездая 20км до Мариинска, будет поворот на деревню верхняя-чебула. Позиция при движении в сторону Мариинска есть, присутствует небольшой подъем. Освещения нет. При движении в обратном направлении- позиции нет
  • Мариинск в 178 км от Кемерово. Один из самых "подлых" для автостопщиков городов в РФ. Объездной нет, трасса петляет по городу. В самом городе спиртзавод, исправительные учреждения. Население либо гонит спирт, либо сидит, либо охраняет. По этим причинам не рекомендуем попадать в город. Если машина заканчивает свой путь в Мариинске, то лучше из неё выйти заранее, например, возле мемориала жертвам Сиблага и селектировать проходную. Постов ДПС на въезде и выезде тоже нет. Первая деревня в сторону Красноярска - Пристань 2-я. С автовокзала Мариинска есть автобус до этой деревни, вот расписание .
  • За селом Суслово есть железнодорожный переезд через Транссиб. Оснащен барьерами-автоматами и будкой дежурного. С каждой стороны переезда есть по одному фонарю. По сравнению с Мариинском это можно считать "хорошей позицией".
  • Большой двухэтажный пост ДПС за Боготолом . Уже Красноясркий край. Голосуем у последнего фонаря, где кончается отбойник. Вылавливаем проходную на Красноярск, в Ачинск не соглашаемся!
  • Ачинск тоже не имеет объездной. Трасса петляет по южной окраине города, среди всяких промзон и стремных заборов. Если все же не выловили проходную заранее, то сами виноваты. Читайте статью про выезды из Ачинска .
  • Новая круговая развязка на повороте в Абакан . Вокруг тайга! Фонарей нет, но обочина широкая.
  • Красноярск проходим по северной объездной. Развязка за Емельяново вся в отбойниках. Голосовать можно только в начале её, у синего указателя на Иркутск . Развязка с Енисейским трактом тоже вся в отбойниках, но можно голосовать на полосе разгона в конце её, возле асфальтового завода.
  • Поворот на Минусинск . Сразу за развязкой большая стоянка для дальнобойщиков, с кафешками, мотелем, шиномонтажками и прочим. Пункт "медицины катастроф". В конце этого всего - АЗС с фонарями.
  • Поворот на Агинское. Круговая развязка. Фонарей и постов нет. Через 300 метров на обочине маленькая АЗС и на ней четыре фонаря.
  • Крупный город Канск в 247 км от Красноярска. Еще один "подлый город" для автостопщиков. Объездной нет, зоны, воинские части и арматурные заводы... Трасса петляет через весь центр и протяженные промышленные зоны... Рекомендуем заранее взять проходную машину или выбираться на городском транспорте, см. описание Канска . [Южный обход Канска на данный момент в стадии строительства. Обещают построить к 2020-ому году. ]
  • Пост ДПС на повороте в Бирюсу, перед Тайшетом. Граница Красноярского края и Иркутской области. Если машина едет в Тайшет, ОДНОЗНАЧНО выходить на посту и вылавливать машину до Иркутска. На сам поворот идти нет смысла, голосуем у последнего фонаря сразу за постом.
  • Поворот на Тайшет . Скоростное место с отбойниками! Сюда лучше не попадать! Вокруг "зоны" и "колонии-поселения"...
  • Алзамай проходим по объездной.
  • Нижнеудинск . Еще один "криминальный центр России" без объездной дороги. Лучше не попадать! Вдоль трассы десяток километров тянутся промзоны, шлаконакопители, секретные базы, военные полигоны, заборы с вышками и прочее... На самом выезде из города АЗС с двумя фонарями.
  • Тулун (390 км. до Иркутска) - "кореш-по-понятиям" своего соседа Нижнеудинска. Опять никакой объездной! Опять зоны, склады, вышки, маслозавод, стекольный завод, угольный склад, гидролизный завод, закрытая шахта... В отличии от предыдущих "криминальных городов" в Тулуне еще и поворот на Братск в центре всего этого! А туда сворачивает немалый % машин. На круговой развязке среди заборов и помоек фонари есть только на самом круге, а вот выходящие с круга дороги - темные и стрёмные даже днем. А рядом еще и пятиэтажки с гопниками... В общем, вы поняли уже? Если не хотите гулять пешком по Гидролизной улице мимо затопленных угольных карьеров, покидайте машину, которая сворачивает в Братск (или едет в сам Тулун) километров за 10 до города и вылавливайте проходную.
  • Если перед Тулуном попадется сквозная машина через город, но не до Иркутска, то можно выйти из неё через 25 за Тулуном, на жд переезде через Транссиб перед селом Шерагул. Есть фонари, но обочина узкая. Однако, легковую остановить можно!
  • Еще один медленный жд-переезд перед станцией Тулюшка. Название связывают с бурятским "тулиха" - "мучиться". Так что, если не хотите мучиться голосуя в многочисленных селах, уже давно пора выловить прямую машину до Иркутска! Впрочем, на "тулюшкинском" ("мучительном") переезде есть фонари, а сразу за переездом широкая удобная обочина.
  • Развязка с поворотом на Саянск. 266 км до Иркутска. Отбойников и фонарей нет. Скоростной участок трассы - по две полосы в каждую сторону.
  • Огромная развязка возле станции Залари. Поворот на Жигалово. До Иркутска ровно 200 км. Фонарей и отбойников на развязке нет. Есть ограничение скорости "50", но кто его соблюдает там?!
  • ПГТ Кутулик. По объездной.
  • Кольцевая развязка с трассой Черемхово-Голуметь. 140 км до Иркутска. Что называется "в чистом поле" - ни фонарей, ни отбойника.
  • Промышленный город Усолье-Сибирское . Опять без объездной. Трасса идет прямо через центр, зажатая между Транссибом и Ангарой. Должны быть автобусы на Ангарск. Узнайте - сообщите!
  • Ангарск по объездной. В Иркутск (кроме автобусов и маршруток) ходят электрички. Если ожидаются пробки на въезде в Иркутск (например, в вскр.вечером), то посмотрите расписание, возможно будет быстрее их объехать на пригородном поезде.
  • Если не нужно в сам Иркутск , то сворачиваем вместе с фурами на Западный обход. Вся развязка в отбойниках. Фонари заканчиваются за мостом через р. Вересовка, там же заканчивается "полоса разгона", за этим мостом и голосуем.

Дальше смотрим трассу Р258 «Байка́л» (бывшую М55 )