Тир в библии. Путешествие в Ливан. Сидон и Тир. Кухня и рестораны


А кстати, почему Тир? Современное арабское название города – Сур, но почему-то и в России и на Западе его зовут древним финикийским именем, а то время как в случае Сидона прижилось современное арабское название Сайда.
От Сайды до Тира – 40 километров. Минибас (2 тысячи лир) преодолевает это расстояние за час, по прибрежному шоссе с парой блокпостов – второй уже на въезде в сам город, с агитплакатом, на котором изображён узнаваемый дядечка с козлиной бородкой и надписью (на английском), которую перевёл как "Дядя Сэм, не зарывайся!":)

Тир в древности был одним из крупнейших финикийских полисов, возник, видимо, в 4-м тысячелетии до н.э. Выходцы из Тира основали многочисленные колонии по всему Средиземноморью, в том числе Карфаген и Гадес. В разное время город был под властью Египта, Ассирии, Вавилонии, Ахеменидов, но сохранял автономию. В 332 году до н.э. город после долгой осады взял и разрушил Александр Македонский. Затем он входил в состав держав его приемников Птолемеев и Селевкидов. В 64 году до н.э. вошёл в состав Римской державы, был столицей провинции Сирия Финикийская. В Византии Тир был центром архиепископства. В 635 году его завоевали арабы и построили тут флот, с которым захватили Кипр. Во времена Крестовых походов Тир стал настоящим символом сопротивления крестоносцам – они захватили его только в 1124 году, после пары осад. И удерживали до 1291 года. В современном Ливане на долю Тира выпала судьба "приграничного города". Ныне Тир – один из оплотов "Хезболлы".


Это чувствуется сразу – проезжая по улицам, увешанным "хезбольскими" флагами (при полном отсутствии ливанских), портретами шейха Насраллы, его приближённых, юных героев борьбы с сионизмом.


Когда сходишь с минибаса на рынке, то перекрывая шум арабского базар, по ушам сразу ударяют боевые марши "Хезболлы", доносящиеся из колонок у дверей магазинчика, торгующего соответствующей символикой. Так что, ежели в Ливане вас интересует "хезбольская" экзотика – то это не в Баальбеке, а в Тире.


По причине обилия "Хезболлы" ливанская армия в Тире не так заметна, как в Бейруте, Триполи и Сайде – всего один БТР видел. Гораздо чаще на улицах попадались белые ООНовские джипы с голубокасочными миротворцами латиноамериканской наружности – выглядели они слегка затравленно:)


Что ещё можно посмотреть в Тире? Остатки античного города, которые даже в список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят – совершенно незаслуженно, по-моему. Они представлены в паре археологических зон – Аль-Басс и Аль-Мина (вход – 6 тысяч лир каждая).


Такие вот археологические раскопы с разными маловразумительными колоннами и грудами камней с табличками.


Сам Тир расположен на полуострове, выдающемся в Средиземное море – так что они в Тире с трёх сторон сразу.


При въезде в город минибас сначала останавливается на кольце Аль-Басс, тут и сходит большинство пассажиров. Рядом – обширный палестинский лагерь Аль-Басс. Никакой стеной он не окружён – просто городские кварталы полутрущобного вида, украшенные кое-где палестинскими флагами и портретами Арафата. За лагерем и находится одноимённая археологическая зона.


Дальше автобусик проезжает по длиннющей набережной с плотным трафиком – до кольца Аль-Мина. Тут и находится местный бас-стэнд, совмещённый с суком. В местной фрэшнице делают лучшие соки во всём Ливане – оранж в настоящих сирийских больших кружках стоил 3 тысячи лир.
С кольца немного пройти на юг – и будет археологическая зона Аль-Мина.


С другой стороны – вроде как старинные кварталы с мечетками.


На самом конце полуострова – бывшие христианские кварталы с маяком.

Одно из самых необычных пророчеств в Библии касается судьбы древнего города Тира. Неудивительно, что этот пример используют едва ли не все книги, написанные в защиту христианства. Причина этого будет вам вскоре ясна. (592-570 до Р.Х.):

Пророчества о Тире исполнились поэтапно с поразительной точностью. Взятые же вместе, библейские пророчества дают основание рассматривать историю как один многогранный процесс.

Тир был центром работорговли. Отвратительные формы идолослужения, человеческие жертвоприношения, сожжение пленных в честь идолов сопровождали праздники тирян. Старый Тир (Палеотир) был расположен на берегу, а рядом, на острове, вырос новый Тир. Это была неприступная крепость.

Книга Иезекииля 26 Глава

3. ...За то, так говорит Господь Бог: вот Я на тебя. Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои.
4. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою.
7. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском и с многочисленным народом.
8. Дочерей твоих на земле он побьет мечем и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал и поставит против тебя щиты...
11 И разграбят богатство твое и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду.
14. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей: не будешь вновь построен, ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог.
21. Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во-веки, говорит Господь Бог.

Предсказания

1. Навуходоносор разрушит расположенный на континенте город Тир (26:8).
2. Войной на Тир пойдут многие народы (26:3).
3. Город станет плоской, голой скалой (26:4).
4. На месте, где был город, рыбаки будут расстилать сети (26:5).
5. Остатки города будут сброшены в воду (26:12).
6. Тир никогда не будет вновь отстроен (26:14).
7. Его уже никогда не отыщут (26:21).
Предсказания, о которых мы говорили раньше, говорили сами за себя. Такие предсказания могут показаться противоречивыми. К счастью, история не знает противоречий. Нам остается только рассмотреть историю Тира и сравнить ее с пророчествами Иезекииля.

Исполнение

Как заметил светский историк, "гнев Иезекииля, в особенности в стихе 27:27, показывает, насколько значителен был древний Тир в глазах пророка, и насколько разнообразной и богатой была торговля этого города".

Навуходоносор

Навуходоносор начал осаду Тира через три года после пророчества. Британская энциклопедия отмечает, что "после тринадцатилетней осады (с 585 по 573 г. до Р.Х.)

Навуходоносором II Тир пошел на уступки и признал власть Вавилона. В 538 г. до Р.Х. вместе с остальной Финикией этот город перешел под власть Персии, где правила династия Ахеменидов". Когда Навуходоносор ворвался в город, он нашел его почти пустым. Большинство населения на корабле переправилось на остров, лежавший примерно в километре от берега, и основало там новый укрепленный город.

Старый Тир был разрушен в 573 г. (предсказание 1), однако Тир на острове оставался могущественным городом в течение еще нескольких веков.

Александр Македонский

"В ходе своей войны с Персией, - пишет Британская энциклопедия, - Александр III, разбив Дария III в битве при Иссе (333г. до Р.Х.), двинулся на юг к Египту, призывая финикийские города открыть

ему свои ворота. Общий замысел Александра состоял в том, чтобы прекратить использование этих городов персидским флотом. Граждане Тира отказались сдаться, и тогда Александр осадил этот город.

Не имея флота, он разрушил старый Тир, располагавшийся на континенте, а из его обломков соорудил дамбу шириной в 60 м через пролив, разделявший старый и новый город. На дальнем конце дамбы он воздвиг башни и военные машины" (Предсказание 5). Древний историк Курций писал, что при сооружении дамбы использовался лес с горы Ливанской (для балок), а землю и камни брали из старого Тира (Предсказание 5).

Из трудов греческого историка Арриана мы подробно узнаем о том, как совершалось нелегкое дело завоевания Тира. Этот город был частично расположен на континенте, а частью - на острове, где располагалась исключительно сильная крепость. Взяв континентальный город, Навуходоносор обошел островную часть Тира. Александр же, как повествует Арриан, намеревался взять целиком весь город. Предприятие было трудное.

Остров был целиком окружен прочными стенами, достигающими самой береговой полосы. Жители Тира, как и враги Александра - персы под предводительством Дария, контролировали море, однако этот греческий военачальник решил построить искусственную косу, которая достигла бы крепости. Вначале работа продвигалась успешно, но по мере строительства дамбы росла глубина моря, а жители Тира совершали все более частые вылазки против нападавших.

Из-за своих высоких стен они могли причинить значительный вред наступавшим, в особенности если вспомнить, что последние были подготовлены скорее к работе, чем к войне, и носили не доспехи, а обычную рабочую одежду. Вылазки жителей Тира на строящуюся дамбу серьезно замедляли ее сооружение. Чтобы противодействовать осаждаемым, Александр построил на дамбе две сторожевые башни с солдатами.
После этого жители Тира предприняли весьма успешный налет на дамбу.

Они подожгли сторожевые башни с помощью специальных кораблей и высадили многочисленный десант, изгнав с дамбы греков, к причинив ей максимальный ущерб, на какой были способны. Далее Арриан пишет о морских сражениях. Понимая, что ему необходимы корабли, Александр потребовал их у завоеванных городов и областей. Флот его был таким образом создан; около 80 кораблей поставили Сидон, Арад и Библос, 10 - Родос, 3 - Соли и Маллос, 10 - Ликия, один большой корабль - Македония, и 120 - Кипр (Предсказание2).

С таким мощным флотом завоевание Тира Александром с помощью земляной дамбы стало лишь вопросом времени. Несмотря на помехи со стороны Дария, противника Александра, дамба в конце концов была построена, стены города разрушены и сам он разорен. "Широкая дамба. - пишет Филипп Майерс, - соединяющая берег с

островом, сохранилась до сих пор. Когда после семимесячной осады город был взят, восемь тысяч жителей было убито, а тридцать тысяч - проданы в рабство".
Немудрено, что жители Тира вызвали такую ненависть греков.

Защитники города использовали все доступные методы - в том числе и не самые благовидные. "Оборона Тира и его полное падение перед греческими завоевателями - весьма печальное событие", - считает Джон К.Бек. Приведем интересную цитату из учебника истории, написанного светским ученым Филиппом Майерсом: "Александр Македонский превратил Тир в развалины (332 г. до Р.Х.).

Город в известной степени оправился от этого удара, однако никогда уже не занимал того места в мире, что раньше. Большая часть того места, где лежал этот некогда великий город, теперь похожа на голую скалу (Предсказание 3) - место, где рыбаки, до сих пор многочисленные в тех краях, расстилают для просушки свои сети" (Предсказание 4). Джон Бек пишет о падении Тира в исторической перспективе: "История Тира не прекратилась после завоевания его Александром. Его вновь отстраивали и вновь осаждали до тех пор, пока, наконец, спустя шестнадцать веков, Тир не был разрушен окончательно и бесповоротно".

Антигон

"Возвращаясь с победоносных войн в Вавилонии, - пишет Нина Джидеджиан, - Антигон легко покорял финикийские города, пока не натолкнулся на упорное сопротивление Тира. Прошло восемнадцать лет со времени завоевания этого города Александром, и он успел стремительно возродиться... Для покорения Тира Антигону потребовалось провести пятнадцатимесячную осаду". Простая арифметика показывает, что эти события происходили в 314 г. до Р.Х. Согласно Международной стандартной библейской энциклопедии, царь Птолемей II (Филадельф) правил с 285 по 247 г. до Р.Х. Джидеджиан продолжает:

"Когда Птолемей Филадельф построил Береникейскую гавань на Красном море, проложил дорогу с селениями и колодцами к Коптосу и заново открыл канал, связывающий Пелузийский рукав Нила с Суэцким заливом. Тиру был нанесен роковой удар. Суда, принадлежавшие Тиру, раньше плавали от Красного моря и Индийского океана через порт Элот к Риноколуре в Финикии через Петру, а затем - к различным портам Средиземноморья. Теперь моряки плыли через канал к Александрии, куда и направлялось все богатство, которое в былые времена приходило в Тир".

Исследовательница приводит рассказ персидского путешественника Насира-и-Хусрав, посетившего Тир в 1047 г. от Р.Х. "Город свой они построили на скале, в море, таким образом, что городская управа расположена на континенте, на участке протяженностью около ста метров, остальная же часть возвышается прямо из воды.

Стены сооружены из тесаного камня, швы прослоены смолою, чтобы сквозь них не проникла вода. Площадь города достигает тысячи квадратных аршин, караван-сараи его построены в пять-шесть этажей, возвышаясь друг над другом. В городе много фонтанов, базары его чистые, и богатство велико. Этот город Тир вообще знаменит среди сирийских портов своим богатством и могуществом. У городских ворот воздвигнут Машхад, храм, посвященный мученикам, где можно увидеть великое множество ковров, висячих украшений, ламп и светильников золотых и серебряных. Сам город стоит на возвышении. Вода в него приходит с горы, по акведуку, доходящему до городских ворот".

Мусульмане

Поскольку город был в свое время взят мусульманами, за него сражались и крестоносцы, в конце концов захватившие остров. Во время крестовых походов он служил важным опорным пунктом, но все же был отбит мусульманами. Вот как описывает это историк Жозеф Мишо: "Взяв и разрушив Птолемаиду, султан направил одного из своих эмиров с отрядом войск, чтобы завоевать Тир, и город, охваченный ужасом, без сопротивления открыл свои ворота... Эти города, не давшие никакой помощи Птолемаиде в решительной схватке, полагали, что находятся под защитой перемирия. Но население их было перебито, рассеяно, продано в рабство: ярость мусульман распространялась даже на камни этих городов, и казалось, что они

стремятся уничтожить саму землю, по которой ступали христиане. Их дома, храмы, памятники, их хозяйство и все, составляющее гордость христиан, - все это было истреблено вместе с жителями с помощью огня и меча" (Предсказание 6).

"В 690(1291) году город был снова взят мусульманами одновременное Акрой и другими приморскими городами. Разрушенный, он до сего дня лежит в развалинах", - писал арабский историк Абулфиела в 1321 г.

Лестранж цитирует другого арабского историка, Ибн Батуту, который в 1355 г. посетил развалины Тира. "В поговорку вошло могущество этого города, который с трех сторон омывало море. Ныне от древних стен и порта остались лишь развалины, и сохранилась от старых дней цепь, перегораживающая устье порта" (Предсказание 6).

Плиний Старший, которого мы цитируем по Нине Джидеджиан, подводит следующий итог: "Тир... некогда знаменитый, как мать городов Лептиса, Утики, Карфагена, великого соперника Рима в борьбе за мировое господство, а также Кадиса, основанного за пределами обжитого мира; но все богатство и слава Тира состоит ныне в лангустах да пурпурной краске, добываемой из ракушек" (Предсказание 7).

Нынешнее положение Тира

Ина Джидеджиан описывает сегодняшний Тир (ныне Сур): "Этот порт используется и в наши дни. Здесь становятся на якорь малые рыбачьи лодки. В фундаменте бывшего города видны гранитные колонны римского времени, которые были использованы для укрепления стен, построенных крестоносцами. Порт превратился в рыбацкую гавань и место, где рыбаки сушат свои сети".

"Как предсказал пророк. Тир должен был превратиться в место для сушки рыбачьих сетей, - пишет другой исследователь. - Сегодняшний Сур - городок, построенный на побережье на некотором расстоянии от древнего. На месте же старого Тира теперь стоит рыбацкая деревушка, что является не опровержением, но окончательным исполнением пророчества.

Тир, царь морей, ремесленный и коммерческий центр мира на протяжении веков, погиб, чтобы никогда больше не возродиться. Рыбаки, расстилающие свои сети на скалах, некогда служивших основанием древнего города, последнее звено в цепи пророчеств Иезекииля, сделанных двадцать пять веков тому назад" (Предсказание 4). Нина Джидеджиан в своей замечательной книге пишет в заключение, что "камни Тира можно обнаружить в таких отдаленных местах, как Акра и Бейрут. И все же свидетельства его великого прошлого весьма многочисленны.

Недавние археологические раскопки обнаружили несколько последовательных слоев этого гордого финикийского порта... Великий древний город Тир покоится под слоями накопившихся развалин. Над землей были найдены лишь остатки акведука, несколько разбросанных по всей территории колонн, да руины христианской часовни... Заглянув в воду, можно увидеть массивные гранитные колонны и каменные блоки, раскиданные по морскому дну. До недавнего времени над уровнем земли почти не было никаких развалин Тира".

Конкретное исполнение пророчеств

Мы изложили историю древнего города Тира. Посмотрим, как она соотносится с конкретными предсказаниями Иезекииля.

1. Навуходоносор действительно разрушил старый (континентальный) город Тир.

2. На Тир пошли войной многие народы. "Особенность волн - то, что они идут одна за другой, оказывая разрушительное действие за счет последовательных непрерывных ударов, - замечает Джон Бек. - Пророчества Иезекииля, таким образом, следует понимать как предсказание целого ряда завоеваний на протяжении длительного периода времени.



В свете такого истолкования легко раскрывается содержание ст. 4-6. Прежде всего, "и разобьют стены Тира, и разрушат башни его" (завоевание Навуходоносором). Затем "и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою" (осада Александром Македонским). И, наконец, "будет он на расхищение народам" (история вслед за осадой Александра Македонского)".

3. Александр Македонский, строя свою дамбу для осады островной крепости, разрушил старый Тир, превратив его в "голую скалу".

4. Расстилание рыбачьих сетей на месте старого Тира неоднократно отмечалось исследователями, включая светских ученых и историков. "Бледно-бирюзовые рыбачьи сети сушились на берегу..." - пишет о поездке в Тир Нина Нелсон. "Вряд ли лежит на своем месте хотя бы один камень древнего Тира, - писал Ганс-Вольф Ракль, - как и предсказывал пророк. Тир превратился в место, где рыбаки сушат свои сети".

5. Строя свою дамбу, Александр сбросил в воду то, что оставалось от города. "Пророчество Иезекииля, касавшееся "камней, дерев и земли" Тира, которые "бросят в воду", - пишет Джозеф фри, - исполнилось в точности, когда саперы Александра Македонского строили осадную дамбу, используя в качестве материала обломки древнего Тира, расположенного на материке, и укладывая их в воде". Нина Нелсон в своем "Путеводителе по Ливану" отмечает, что "руины древнего Тира уникальны, потому что лежат в самом сердце моря".

6. Город Тир никогда не будет отстроен заново. "Не будешь вновь построен", - предсказывал пророк. В своей книге "Основы христианской веры" Флойд Хамилтон подчеркивает, что другие города не раз отстраивались заново после завоеваний. "Иерусалим был не однажды разрушен, но всякий раз подымался из руин. Ничто не указывало на то, что именно город Тир восстановлен не будет.

И однако двадцать пять столетий назад еврейский пророк в своем вавилонском изгнании заглянул по велению Господа в будущее и начертал слова "и не будешь вновь отстроен". Прозвучал глас Божий, и древний Тир доныне пребывает голой скалой, брошенной человеком! Любому, кто хочет узнать местоположение бывшего города, покажут на участок побережья, где не сохранилось ни единого участка развалин.

Город исчез с лица земли и никогда не был восстановлен". На месте древнего Тира находится Реселайн, обильный источник пресной воды, несомненно в свое время питавший древний город. Этот источник до сих пор находится там же, и столь же обилен, однако воды из него стекают в море. По измерениям специалистов, сток пресной воды достигает около 37 млн. литров в день. Этого количества достаточно для снабжения даже крупного современного города - и тем не менее Тир никогда не был заново отстроен, иными словами, пророчество Иезекииля не нарушено уже более 2500 лет.

7. Город уже никогда не отыщут. Большинство комментаторов сходятся на том, что реальное местоположение разрушенного Тира установить уже невозможно. Вероятно, более точно можно истолковать эти слова в том смысле, что люди будут искать не место, где располагался Тир, но возвращения городу былого богатства и славы.

Трудно поверить в невозможность отыскания руин города, который некогда занимал целый остров и был окружен стенами, спускавшимися до самой воды. Кое-кто до сих пор не принимает исполнение пророчества о том, что Тир никогда не будет отстроен заново, - ведь на его месте располагается рыбачья деревушка. Существование деревушки отрицать невозможно, но не стоит на этом основании отрицать само пророчество.

Действительно, если вспомнить его целиком, мы обнаружим, что Тир должен превратиться в место для растилания рыбачьих сетей, что и произошло. Для расстилания сетей нужны хозяева этих сетей, то есть рыбаки. Им, в свою очередь, необходимо где-то жить, и если они расстилают сети на месте древнего города, согласно пророчеству, то вряд ли они станут строить свою деревню в 10 километрах от него - жить они будут там, где расположены их сети.

Когда в 1291 году Тир был разрушен, он погиб и уже никогда не был заново отстроен. Поселение, возникшее на его месте, напоминало древний Тир не больше, чем, скажем, город Сиэттл или Владивосток.

"Я посетила Сур летним днем, - вспоминает Нина Нелсон. - Город был сонным, спокойствие царило над гаванью. Бледно-бирюзовые рыбачьи сети сушились на берегу".

Ганс-Вольф Ракль в "Подводной археологии" отмечает, что "вряд ли лежит на своем месте хотя бы один камень древнего Тира... Поселенцы, появившиеся после разрушения города, использовали его руины для строительства собственных хижин. Как и предсказывал пророк. Тир превратился в место для сушки рыбачьих сетей".

В книге "Путешествия по Ливану" Филипп Уард признает, что "С тех пор (1261) земледелие и рыболовство, два занятия людей мирных и скромных, впервые превратили Тир в захолустный уголок".

В своем статистическом анализе Питер Стоунер использует семь предсказаний Иезекииля, шесть из которых совпадают с приведенными в этой главе (1-6). "Если предсказания Иезекииля в свое время были сделаны на основе человеческой мудрости, - пишет исследователь, - то вероятность осуществления всех семи пророчеств составляла бы один шанс на 75 миллионов. Тем не менее, все они сбылись вплоть до малейших подробностей".

Тир древний финикийский город государство на восточном побережье Средиземного моря. Древний город Тир был образован в 3 тысячелетии до нашей эры. Его основателями являлись финикийцы. Ныне на расстоянии 20 километрах от его окраин располагается граница Ливана с Израилем. Считают, что Тир - первое финикийское поселение. Согласно старинной легенды город был основан на местности, где родился бог Мелькарт. По древнему преданию до заселения территории нынешнего Тира на его месте находился маленький остров, свободно двигающийся по Средиземному морю. Со временем на месте рождения финикийского бога принесли в жертву орла. После того, как капли крови упали на остров, он остановил своё перемещение.

В 28 веке до нашей эры в Тире возвели храм в честь Мелькарта. Перед входом располагались две колоны, выполненные из золота. Высота каждой из них достигала 9 метров. Ежедневно в залах храма проводили ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами. В помещениях разрешалось ходить только босиком. В 6 веке до нашей эры город захватили войска Навуходоносора с целью ограбления древнего поселения. Но жителям города удалось скрыться на остров, расположенный рядом с Тиром, где они построили новый город под тем же названием.

В 9 веке до нашей эры островные территории по указу царя Хирама соединили с материком перешейком. В результате образовался искусственный мыс. В период завоеваний Александра Македонского перешеек разрушили, заменив его на мол. В его строительстве принимал участие сам великий полководец. Известно, что первые два ведра песка были им засыпаны в основание дамбы. Все строительные работы производились вручную. Из-за нехватки исходных материалов горожан заставляли сносить собственное жильё. Со временем остров превратился в полуостров.

Тир - был единственным городом, который не сдался добровольно Александру Македонскому. Горожане стойко боролись с напавшим на них врагом. Захватчики вынуждены были атаковать город в течении долгих 7 месяцев. После захвата Тира большинство горожан уничтожили, оставшихся в живых угнали в рабство.

В эпоху Александра Македонского Тир славился кедром, который шёл на строительство дамбы и кораблей. Во времена Финикии город был известен мастерами по изготовлению стекла и тканей. На его территории впервые стали использовать чеканные монеты. За весь период своего существования Тир не раз менял своих правителей из разных стран. Свидетелями тех событий являются храмы, исторические памятники и древние руины старинных сооружений.

В монографии на основании археологических и письменных источников восстанавливаются история Тиры, социальный строй и культура города, его место среди других античных городов и роль в жизни племен Северо-Западного Причерноморья на протяжении тысячелетия.

Один из самых известных древнефиникийских городов и один из самых крупных коммерческих центров Древнего Мира, город Тир, был основан в 28 столетии до н.э. В настоящее время этот город известен как Сур и находится на территории современного Ливана. Согласно финикийской легенде город Тир был построен богом-мореплавателем Усосом, который на бревне доплыл до острова, на котором построил жертвенник.

Упоминания в древних источниках относительно Тира и его жителей можно найти в хрониках Древнего Египта, и в других важных исторических документах Древности. Тир изначально был важным портовым и торговым городом, который вел торговлю со многими странами региона, включая Древний Египет. Также подавляющее большинство финикийских колоний в западной части Средиземноморья были колониями именно Тира (включая Кадис и Карфаген).

Благосостояние Тира постоянно вызывало зависть у правителей могущественных империй Древнего мира, и как следствие его постоянно осаждали ассирийские, вавилонские, иудейские, персидские и египетские войска. Эти постоянные войны и осады привели к снижению могущества Тира в регионе и ослаблению его власти в колониях.

В период возвышения Древней Греции, Тир стал важным образовательным и научным центром, сохранив за собой этот статус и в период Древнего Рима. Также Тир вошел в историю Христианства, как один из первых христианских городов; здесь непродолжительный период времени жил и проповедовал Апостол Павел.

Источники: guide.travel.ru, tochka-na-karte.ru, www.bookarchive.ru, sredizemnomor.ru, interpretive.ru

Аль Каида

Стражи подземного мира – проклятие гробниц

Gps в аномальных зонах

Аномальная зона 51

АМС Маринер-10

«Маринер-10» — американская автоматическая межпланетная станция, запущенная 3 ноября 1973 ракетой-носителем Атлас/Центавр (Atlas SLV-3D/Centaur D-1A) с космодрома на мысе Канаверал. Целью...

Женщины и фиолетовый цвет

Трудно сказать, чем можно завоевать женское сердце - цветами, подарками или приглашением в ресторан. Но одно можно сказать определенно: ...

Какими могут быть автомобили будущего?

Экологическая катастрофа, энергетический кризис, нестабильность климата… Эти и другие проблемы будущего сейчас пытаются успешно решить с помощью новой инженерии. ...

Необычный будильник

Этот будильник выполнен в виде ретро-телефона. подобные аппараты старшее поколение хорошо помнит. А молодежь, особенно те, кто любит много...

Предсказания Тиресия

В произведении Софокла «Эдип-царь» ключевой фигурой является провидец Тиресий. Именно он изрек, что осквернению Фив положил начало сам Эдип. Предсказатель прямо...

Мистические животные

Общие свойства животных и растений обусловлены единством их происхождения. Однако, в отличие от растений, животные - гетеротрофы, т. е. питаются...

Автобусы из Бейрута в Сидон (Сайду) отправляются от автобусной станции у Cola intersection, отходят по мере наполнения, обычно это 5-15 минут. Цена билета до Сидона 1000-1500 ливанских фунтов. Время в пути чуть больше 1 часа.

Сидон (Сайда, как называют его местные) третий по величине город в Ливане, находится на берегу Средиземного моря в 40 км к югу от Бейрута. В древние времена Сидон был одним из главных финикийских городов и, возможно, старейшим. Сидон часто завоевывали и он переходил из рук в руки: Ассирийцы, Вавилоняне, Египтяне, Греки и, наконец, Римляни. Ирод Великий, Святой Павел и Иисус Христос, как сказано в Библии, посещали этот город. Позже город был завоеван сначала арабами, а потом турками Оттоманской империи.

В отчетах путешественников я читал, что Сидон очень приятный город и многие проводили там даже по 2-3 дня, но мне хватило и полдня на осмотр самого интересного. Особенно мне понравился старый город, который протянулся между Sea Castle и St. Louis Castle. Старый город представляет из себя лабиринт узеньких улочек, на которых до сих пор кипит жизнь и по которым интересно прогуляться и можно даже заблудиться. На этих улочках расположились сувенирные лавки, мастерские, мини магазинчики и кондитерские, с выпечкой, приготовленной по старинным рецептам. Там же в старом городе расположен колоритный старый рынок (Old Souk). Я бродил по этим улочкам почти два часа.

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

4-го декабря 1110 года Сидон был захвачен крестоносцами и стал столицей Сеньория Сидона - государства крестоносцев. Арабы, под предводительством Саладина, отбили город в 1187 году, но спустя еще 10 лет немецкие крестоносцы восстановили власть над городом. Сидон оставался важным городом для крестоносцев пока не был полностью разрушен Сарацинами в 1249-ом году, а потом еще раз монголами (представляете до куда дошли монголы??) в 1260-ом году.
В 13-ом веке во время правления крестоносцев в Сидоне: на небольшом острове у берега, был построен замок Sea Castle, который в наше время стал главной достопримечательностью города. С тех пор замок многократно разрушали и восстанавливали, до наших дней замок дошел в полуразрушенном состоянии, но туристы могут осмотреть его и представить как он выглядел 800 лет назад.

12) Sea Castle в Сидоне (вход платный, 3000 фунтов).

13)

14)

15) Вид на старый город со стороны замка

16)

17)

Осмотрев основные достопримечательности в Сидоне, я сразу поехал дальше на юг по побережью в Тир. Автобус можно поймать практически в любом месте на основной дороге, которая идет вдоль побережья, я это сделал прямо у замка крестоносцев. Автобусы останавливаются сами и практически все они идут на юг до Тира или на север до Бейрута, смотря с какой стороны дороги стоять. Проезд стоит около 1000 или 1500 фунтов. От Сидона до Тира около 40км или примерно час езды на автобусе.

Тир (Tyre), или как называют его местные - Сур (Syr), - один из старейших финикийских городов, откуда начиналось финикийское "завоевание средиземноморья". Тир - это место рождения легендарной Европы, которую оттуда похитил Зевс в образе быка. Один только этот факт уже показывает насколько богатое историческое наследие у этого города. Согласно Геродоту, Тир как город появился в 2750 году до н.э. и в древние времена был окружен огромными (46 метров в высоту) стенами.
До нашего времени дожили только римские руины, которые теперь являются главной достопримечательностью Тира. Римский Ипподром (Roman Hippodrome) в 1984-ом году был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЭСКО под номером 299.

18) Roman Hippodrome

Римский ипподром является частью археологического заповедника под названием Эль Басс (Al Bass Archaeological Site). Территория его очень большая, можно легко потратить пару часов, прогуливаясь по древним руинам. Вход на территорию платный (около 5-6 тыс. фунтов), но он точно этого стоит, так как Al Bass, вторые по красоте и интересу Римские руины в Ливане, после Баальбека. Римские руины находятся немного в стороне от центра города, путь пешком туда займет минут 20-30, но если вы не знаете, где они точно расположены, то лучше взять такси за 5000 фунтов. Кроме уже упомянутого ипподрома на территории заповедника расположились Триумфальная арка, римская мощенная дорога и римский Некрополь (Necropolis) с большим количеством древних саркофагов. Некрополь - это первое, что встречают туристы при входе.

19) Некрополь и множество сохранившихся саркофагов

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

Римская мощеная дорога и Триумфальная арка
28)

29)

Римский ипподром был построен во 2-ом веке н.э. и вмещал до 40 тыс. человек. Ширина ипподрома 90 метров, а длина 480.
30)

Гуляя по древним римским руинам испытываешь сильные ощущения. Представляешь себе как на этом самом ипподроме когда-то сражались гладиаторы и соревновались на скорость римские колесницы, а на трибунах сидели патриции в белых одеждах. Люблю такие места.

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39)

40) Римская мозаика

41)

42)

Если выйти с территории руин и отправиться в старый город вдоль моря, то можно увидеть еще одни римские руины (за вход отдельная плата 3000 фунтов). Римские колонны уходят почти в море. В голове сразу рисуется картина огромного римского (или греческого?) храма прямо на берегу Средиземного моря.

43)

Современный Тир (Сур) - это четвертый по величине стране и один из крупнейших городов на юге Ливана всего в паре десятков километров от израильской границы. Ливан и Израиль разделены демаркационной границей UN2000 Blue Line, при этом она не является официальной границей. В Тире заметно присутствие огромного количества солдат ООН, относящихся к UNIFIL (The United Nations Interim Force in Lebanon), которые были введены еще в 1978-ом году. Кроме этого на дорогах много военных блок постов и отдельных блок постов движения Хезболла. В Тире в основном проживают шииты, поэтому движение Хезболла здесь очень популярно, везде развешаны их желто-зеленые флаги. Именно в этом регионе часто происходят вооруженные конфликты между Хезболлой и Израилем, поэтому постоянно чувствуется какая-то напряженность. Но при этом народ довольно доброжелательный, часто хотят поговорить, интересуются откуда приехал, нравится ли мне. Самая частая фраза, которую я слышал - "У меня брат женат на русской/украинке".
Только в Тире я впервые начал слышать традиционное арабское приветствие Салам Алейкум, в отличии, например от Бшаре, где все друг другу говорят Бонжур.

44)

От площади, где останавливаются автобусы и стоят таксисты, узенькими улочками можно выйти на пляж Тира, куда приезжают даже из Бейрута, чтобы отдохнуть, потому что он считается одним из самых чистых и красивых в стране. На этих улочках много уютных кафе и ресторанов.

45)

46) Дорога вдоль пляжа

47) Маяк, с которого открывается шикарный вид на закат.

Нагулявшись по Тиру, уже на закате, я отправился назад в Бейрут.

Другие отчеты из серии путешествия по Ливану.

Древний город Тир. Его история полна героизма и трагедий. Тир был единственным городом, который, в отличие от прочих финикийских городов, не сдался Александру Македонскому. Жители Тира предпочли унизительному миру жестокую войну. Последствия безумной отваги были ужасающими. Некогда многолюдные улицы опустели. Город превратился в царство мертвых.

Об основании Тира ходили разные легенды. Сами финикийцы называли свои город Цор, "скала", так как он находился на скалистом островке. Астарта нашла здесь упавшую с неба звезду и родила морского бога Мелькарта, будущего покровителя Тира. Легенды утверждают, что до основания первого поселения этот крошечный клочок земли бороздил воды Средиземного моря. Мелькарт, научивший ханаанеев строить корабли, приказал людям найти место своего рождения. Там они должны были принести в жертву орла, который боролся со змеем. Как только кровь орла окропила скалы, остров мгновенно остановился. Это случилось в восьмистах метрах от берега. С тех пор тирийские мореходы стали жертвовать Мелькарту, "морскому баалу", корабельные якоря. В XXVIII веке до н.э. горожане возвели в его честь храм. Перед ним стояли две девятиметровые колонны из чистого золота. Жрецы ходили по храмовой территории босиком. Ежедневные жертвоприношения сопровождались ритуальными танцами. В благодарность Мелькарт позволил жителям города колонизировать обширное побережье Средиземного моря.

Граждане колоний и метрополии в свою очередь приписывали своему покровителю создание всего, что особенно ими ценилось. По преданиям, именно Мелькарт научил людей добывать со дна моря пурпуроносных молюсков. После того как тело моллюска высыхало на солнце, в раковине оставалась капелька яркой жидкости. Капельки собирались. Из них делали краску, которой окрашивали ткань. Стоимость ее была невероятно высокой: купить отрез на тунику могли позволить себе разве что цари да их приближенные. Финикийские торговцы снабжали пурпуром греков и римлян, которые были убеждены, что их материк называется Европой благодаря финикиянке, дочери тирского царя Агеноре. Как известно, бык с печальными глазами похитил Европу, когда та гуляла на тирском берегу Средиземного моря.

В X веке до н.э. царь Хирам перестроил главное святилище города. Его окружили помещения для ночлега паломников. Во сне к ним приходил Мелькарт. Его прорицания о будущем расшифровывались тирскими толкователями сновидений. Богам тогда было невдомек, что всего через несколько веков Финикию посетит потомок Геракла и Ахилла, Зевсов сын, при рождении которого присутствовала сама Артемида. Этим сыном был Александр III, более известный под именем Александра Македонского. Перед началом похода он отправился в Дельфы к Аполлону, чтобы выслушать его мысли по поводу предстоящей акции. Дело было зимой, а Аполлон, как известно, улетал зимовать подальше от Дельф. Оракулы молчали. Так что спрашивать о будущем было некого. Александр попытался было затащить в храм аполлонову жрицу, чтобы та предсказала судьбу азиатского похода. Жрица, отбиваясь, выкрикнула: "О, Александр, ты думаешь, что ты непобедим?". Последнее слово успокоило македонского царя, и он с легким сердцем двинулся на Восток отвоевывать когда-то потерянные греками города. Весной 334 г. до н.э. армия длинноволосого, коротконогого, гладковыбритого и сладко пахнущего от масел Александра вероломно, без объявления войны, напала на персов. Македонянин начал войну практически нищим. После первой же битвы персидский царь Дарий пообещал Александру выплатить столько, сколько не смогли бы унести жители всей Македонии. Александр отказался. Он уже принял решение покорить финикийские города, которые обеспечивали кораблями и командой военный флот персов. Сделать это было очень легко, поскольку города-государства, конкурировавшие между собой на средиземноморских рынках, враждовали друг с другом. Библ сдался сразу. Этот город рассчитывал с помощью Александра вернуть былое могущество. Затем сдался Сидон. Его жители полагали, что при новом правителе они наконец-то увидят Тир, стоящий на коленях. Продвижение Александра от Сидона на юг было ненадолго остановлено тирийскими послами. Они возложили на голову завоевателя Финикии золотой венок и заявили о своей готовности покориться воле царя. Александр попросил послов передать тирийцам, что он желает принести жертвы Мелькарту в храме на острове. Тирийцы же посоветовали македонянину совершить жертвоприношение в Палетире, то есть в Старом Тире, городе на материке. Такого оскорбления полководец перенести не смог. Началась одна из самых продолжительных и упорных осад за всю историю войн. Александр Македонский решил соединить остров с материком при помощи дамбы. Он первым высыпал в ее основание два ведра с песком. Жителей Палетира заставляли сносить собственные дома, чтобы дамба не знала недостатка в стройматериалах. Все делалось вручную, без лошадиной тяги. С гор Ливана тащили кедровые стволы, которые забивались в морское дно. Так было положено начало хищническому истреблению финикийских лесов. Александр строил из кедра свой флот и так увлекся, что это дерево в Ливане до сих пор большая редкость. До прихода македонян горные склоны Финикии покрывала буйная растительность.

Дамбу до острова тянули семь месяцев, ровно столько же продержались и сорок тысяч жителей Тира. В июле 332 г. до н.э. войска ворвались в город. 6 тысяч финикийцев было зарезано, 13 тысяч продано в рабство. В назидание непокорным 2 тысячи оборонявшихся были прибиты к крестам. Кресты стояли вдоль главной дороги, и трупы не снимали с них несколько недель. Погибших же при штурме македонян (их было около четырехсот) хоронили согласно обряду, описанному Гомером в Илиаде: тела сжигали, кости омывали вином, заворачивали в пурпур и укладывали в гробницу вместе с оружием. Так погребли гомеровских Патрокла и Гектора.

Из Тира Македонский отправился покорять Египет. Эта страна манила к себе Александра непреодолимо. Народы Средиземноморья считали ее колыбелью самой уважаемой и самой древней культуры. Египтяне приветствовали царя как освободителя от персидского ига. Его объявили фараоном, сыном бога солнца Ра. Новый властелин приказал построить в Карнаке храм со святилищем в свою честь.

В 331 г. до н.э. победоносная армия возвратилась в Финикию. Александр разбил в Тире придворный лагерь. Царя навещали архитекторы, художники, скульпторы, писатели, философы, историки, поэты. В Тире жили родственники побежденных финикийских аристократов, самые благородные из гетер. В город стекалась дань с уже покоренных городов, здесь под председательством Александра вершился суд, здесь принимались послы иностранных держав. С начала похода прошло не более двух лет, треть мира была покорена, и Александр решил дать войскам отдохнуть от ратных дел. Праздность засасывала. С ней Александр боролся как мог. Он устраивал спортивные игры, наподобие греческих олимпиад. Особой популярностью пользовались гонки на колесницах, пятиборье, борьба и кулачный бой. Разыгрывались шуточные сражения между "друзьями" и "врагами". "Друзья", ведомые царем, неизменно выигрывали, правда, полководцу это не доставляло особого удовольствия. Солдаты обмазывали его овечьим пометом, сажали на осла и проходили мимо, напевая похабные песенки. Частенько в Тире устраивали театральные олимпиады. Сюда приезжали актеры из Италии, Малой Азии, Греции. Они читали стихи, ставили Еврипида и Софокла. Солдаты предпочитали уморительных лицедеев. Кожаными фаллосами они избивали женщин, совершали над ними театрализованные насилия, мочились и справляли большую нужду, занимались онанизмом прямо на глазах у зрителей. Актрисы исполняли что-то вроде канкана, обнажая при этом все, что желала видеть публика. Александр полагал, что такой "фронтовой театр" помогает воинам избавиться от страха и тоске по родине. В мае 331 года до н.э. жажда приключений увела Александра из Тира дальше на восток.

Создав огромную империю, великий завоеватель умер то ли от болотной лихорадки, то ли от тяжелой формы похмелья, то ли от отравления. После смерти его империя распалась на части. Финикией управлял один из полководцев Александра Великого - Селевк. К этому времени греки составляли значительную часть населения Финикии. Они принесли с собой технический прогресс, преуспели в строительстве дорог, прокладке надежных водопроводов, ввели единую денежную систему. Одним словом, насадили здесь цивилизацию. Греческий язык распространился повсеместно. И кто знает, вышло бы христианство за пределы Иудеи, стало бы оно мировой религией без посреднической миссии греческого языка, без кровавых завоеваний Александра III, более известного под именем Александра Македонского.