Памятники хивы. Хива, Узбекистан — все о городе с фото. Значение для мировой культуры

О том, когда был основан город на месте современной узбекской Хивы, доподлинно неизвестно. Предполагается, что он появился более 2,5 тыс. лет назад, хотя первые упоминания о нем в письменных источниках относятся к X в. Путешественники того времени указывали на то, что Хива располагалась на караванном пути из Гурганча в Мерв (современные названия этих городов Куня Ургенч и Мары).
Преимущественно мусульманским городом Хива стала в VIII в.: в 712 г. она была завоевана Кутейбом ибн Муслимом - наместником персидской области Хорасан. В последующие несколько столетий Хива вместе с Хорезмским государством оказывалась под контролем различных правящих династий мусульманского мира: Африкидов, Сельджукидов и Ануштегинидов.
В период с 1097 по 1231 г. существует государство Хорезмшахов, и Хива входит в его состав. Однако наивысшее могущество этой империи, простиравшейся на территории современных Узбекистана, Туркменистана, Южного Казахстана, Ирана, Азербайджана, Афганистана, Таджикистана и Киргизии, пресеклось монгольским нашествием. В 1220 г. Хорезмское государство было буквально стерто с лица земли войсками Чингисхана. Хива была разрушена.
В 1511 г. в Хивинском ханстве (так принято называть Хорезмское государство в последний период его существования) воцарилась династия Шибанидов. В 1598 г. Хива стала столицей Хивинского ханства.
Перенос столицы из Ургенча был связан с тем, что русло реки изменилось и в городе сложились тяжелые жизненные условия: горожане потеряли надежный источник воды и выход к .
Приобретение Хивой нового статуса дало городу толчок к развитию. Он стал быстро разрастаться и в результате стал одним из образовательных и религиозных центров государства. Особый вклад в развитие Хивы внес Араб Мухаммад-хан (ум. 1621 г.), правивший в 1603-1621 гг. и сделавший Хиву одним из самых красивых городов государства наравне с Самаркандом и . В частности, по велению правителя в 1616 г. в городе было возведено медресе в честь наречения Хивы столицей Хорезмского государства.
В 1873 г. Хива была захвачена русскими войсками под руководством генерала Константина фон Кауфмана, которому пятью годами ранее удалось покорить Самарканд. В результате часть Хивинского государства перешла к Российской империи, территории вошли в состав Аму-Дарьинского отдела Туркестанского края.
В составе Российской империи Хивинское ханство пользовалось определенной свободой: здесь действовали внутренние законы региона, на жизнь государства формальная подконтрольность России хоть и влияла, но незначительно. Хива приобрела еще большую значимость в торговле, так как через город стали проезжать и русские купцы, здесь открывались российские фирмы и торговые дома. Кроме того, намного более прибыльной стала работа местных ремесленников, чьи изделия стали пользоваться большим спросом.
Окончательно Хивинское ханство прекратило свое существование в 1919 г., когда местные власти были свергнуты силами Красной Армии. В результате сформировалась Хорезмская советская народная республика со столицей в Хиве, а в 1924 г. хорезмские земли были поделены между Узбекской и Туркменской ССР.

Город-музей Узбекистана

Хива расположена в низовьях Амударьи в Хорезмской области Узбекистана. Город разделен на два района: Ичан-Кала, скрытый за крепостными стенами, и Дииган-Кала, отстроенный за их пределами. На территории Хивы сохранилось более 250 исторических построек.
Хива сохранила множество архитектурных памятников, позволяющих представить жизнь Хивинского ханства.
В наши дни Хива - это город-музей, который напоминает о жизни давно прекратившего существование Хорезмского государства.
Исторически сложилось разделение города Хива на два района. Ичан-Кала, что в переводе означает «внутренний город», расположен в историческом центре города за старинными крепостными стенами. Он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дишан-Кала - это «внешняя» часть Хивы, строившаяся уже за пределами кольца укреплений.
Архитектурные памятники, сохранившиеся в исторической части Хивы, относятся преимущественно к периоду XVIII-XX вв. Однако археологические раскопки позволили найти остатки намного более ранних построек, в том числе остатки крепостных стен и захоронений 1-го тысячелетия до н.э., на фундаменте которых возводились новые здания.
Одним из самых древних сооружений, уцелевших в Хиве, является мавзолей шейха Сейида Аллауддина, который был возведен в XIV в. До наших дней сохранилось первоначальное здание из жженого кирпича, построенное над могилой шейха, однако внутреннее его убранство за века было утеряно.
Популярным местом паломничества в свое время стал мавзолей Пахлаван Махмуда, построенный в середине XIX в. В нем покоится поэт Пахлаван Махмуд, зарабатывавший на жизнь ремесленным делом и ставший героем городских легенд как непобедимый богатырь. Со временем Пахлаван Махмуд стал считаться покровителем Хивы. В результате рядом с мавзолеем были построены мечеть и ханака - суфийская обитель. Вокруг комплекса появились захоронения знатных особ.
Символом Хивы служит минарет Кальта-Минар, построенный в пределах Ичан-Калы. Уникальным его делает необычное оформление: голубой майоликой и глазурированной плиткой покрыто все сооружение целиком. Известность минарету принесли размеры башни: в диаметре она имеет более 14 м. Название минарета Кальта-Минар переводится как «короткая башня»: он должен был быть намного выше, однако работы по его возведению так и не были завершены.
Духовный центр Хивы - пятничная Джума-мечеть. Первоначальное здание было построено еще в X в., но в XVIII в. она была перестроена на средства хана Абдурахмана Мехтара. Правда, при постройке новой мечети была использована 21 колонна, созданная еще для первого здания в Х-ХII вв. В 1905 г. к мечети было пристроено медресе Кази-Калян, в стенах которого преподавались как религиозные, так и светские дисциплины.
Внутри исторического города расположена крепость Куня-Арк, предназначавшаяся для правителя Хорезмского государства и оснащавшаяся особой охраной. Строительство крепости началось в конце XVII в., однако полностью работы были завершены только в XIX в. Перед крепостью расположена одна из главных площадей Хивы, на которой проводились военные парады и казни.
Прекрасный вид на историческую часть Хивы со всеми ее архитектурными жемчужинами открывается с укрепленной башни Ак-Шейх-бобо, которая относится к крепости Куня-Арк. Прежде ее использовали как смотровую вышку.


Общая информация

Месторасположение : северо-запад Узбекистана.
Административная принадлежность : Хорезмская область Узбекистана.

Язык : узбекский.
Этнический состав : узбеки, туркмены, каракалпаки и др.
Религия : ислам.
Денежная единица : сум.
Ближайший аэропорт : международный аэропорт Ургенч.

Цифры

Площадь исторического центра : 2,4 км 2 .
Площадь Ичан-Кала : 0,26 км 2 .
Население Хивы : 51 200 чел. (2004 г.).
Плотность населения Хивы : 220 чел/км 2 .
Средняя высота над уровнем моря : 96 м.
Удаленность : 1013 км от Ташкента.

Климат и погода

Резко континентальный, характеризуется холодной зимой и жарким, сухим летом.
Средняя температура января : +1,9°С.
Средняя температура июля : +26,7°С.
Среднегодовое количество осадков : 80-90 мм.
Среднегодовая влажность воздуха : 58%.

Экономика

Промышленность : легкая (хлопчатобумажная, ковроткацкая).
Сельское хозяйство : животноводство.
Ремесла , в т. ч. керамика.
Сфера услуг : туризм.

Достопримечательности

Культовые : Джума-мечеть (XVIII в.), мечеть Хасан Мурад Кушбеги (конец XVIII в.), мечеть Багбанли (1809 г.), мечеть Шейх Мухгар Ата (1810-1838 гг.), мечеть и медресе Атаджан-Тура (1893-1899 гг.).
Исторические : крепость Куня-Арк (XVII в.), мавзолей шейха Сейида Аллауддина (XIV в.), дворец Таш-Хаули (1830-1838 гг.), минарет Кальта-Минар (середина XIX в.), мавзолей Пахлаван Махмуда (середина XIX в.).

Любопытные факты

■ Минарет Кальта-Минар задумывался как самый большой минарет на Востоке. Однако работы так и не были завершены. Существует несколько версий относительно того, почему смелый замысел так и не был реализован. По одной из них, заказчик - Мухаммад Амин-хан - умер раньше, чем минарет был построен. По другой - мастер бежал, так как его хотели тайно убить после завершения Кальта-Минара, чтобы он не смог возвести такую же башню в Бухаре.
■ Существует легенда, повествующая об основании города Хива. Она гласит, что на месте будущей Хивы Сим - один из сыновей Ноя - выкопал колодец Хейвак, в котором была очень вкусная вода. Здесь впоследствии и разросся город, первоначально носивший имя колодца.

Или по камню. Это надгробие Исфандияр-хана 17 века, но самая характерная форма каменной резьбы, которую можно увидеть в Хиве - белые основания колонн, узоры которых как бы переходят в узоры деревянных столбов, одинаково тонкие и сложные.

Самое сильное впечатление в хорезмском искусстве на меня произвела именно деревянная резьба, которую я поставил бы, да простят меня патриоты, даже выше русской. При этом казалось бы - где дерево, а где Хорезм? Но видимо в том-то и дело, что дерево было здесь редким и благородным материалом, как в Европе слоновая кость, и потому его декор стал выскоим искусством. Конечно, деревянная резьба встречается и в других уголках Средней Азии, но - не столь совершенная:

Самые распространённые образцы - двери, колонны и потолки.

Причём с давних времён:

Хотя местные столяры и резчики не теряют сноровки и ныне - деревянный ширпотреб Хивы тоже очень хорош. Чаще всего это подкоранники, а вот например ещё и кухонные доски:

Столярные мастерские в старых хивинских медресе на каждом шагу, я навскидку вспомню две или три штуки:

В общем, Хива не зря имеет репутацию одного из мировых центров столярного искусства:

А в музее старые токарные станки. Где-то слышал гипотезу, что русская деревянная резьба начиналась с оформления речных деревянных судов, ходивших по Волге, и лишь с их упадком "перекинулась" от разбредшихся мастеров на дома. По Волге ходили торговать именно что с Хивой - так не отсюда ли резьба вообще пришла в Россию, может быть через Золотую Орду, как шатёр ("хорезмский купол")? Косвенно в пользу этой версии говорит то, что богаче всего резьба как раз-таки в бассейне Волги.

Отсюда (по другой версии - напротив, из Голландии) в Россию попала и мода на изразцы - ведь нашим центром этого искусства был Ярославль, где расходились пути в Европу (через Архангельский порт) и Азию (по Волге). За звание хорезмского искусства №1 с деревянной резьбой могла бы поспорить керамика, и именно изразцы оказались её самым живучим видом:

В том числе характерные "птички", которые хорезмийцы считают зороастрийским символом, видимо упрощенным вариантом "крылатого Солнца" фаравахара :

Хорезмская керамика безумно красива, и да простит меня , но по-моему совершеннее бухарской. Есть у неё и свой классик - мастер Абдулла по прозвищу Джинн, отделывавший в начале 19 века ханские дворцы, лучшие медресе и мавзолеи. Тонкие бело-голубые небесные орнаменты выглядят действительно как что-то не от мира сего. Но настоящей хорезмской керамики осталось очень мало - солёная глина тяжела в обаботке, а изделия из неё хрупки, как фарфор, поэтому знающих её секреты гончаров в наше время единицы, а изразец (который повесил на стену и любуешься) элементарно конкурентоспособнее тарелки (которую уронил да разбил). Как я понимаю, керамика на развалах - это в основном лишь стилизации, а то и вовсе вездесущий риштан (то есть керамика Ферганской долины, самая массовая в Узбекистане):

А в общем, как я понимаю, хорезмская керамика тем, что я описал, не исчерпывалась и была весьма разнообразна - вот её образцы в музеях, в том числе набор для приготовления лекарств из трав в правом нижнем углу:

Наконец, третье из главных искусств Хивы - хорезмская ювелирика, которая мне показалась гораздо красивее бухарской... да и не мне одному. Написано о ювелирной школе Хорезма - её жанрах, истории, символике - очень много (например, вот или вот , а ), и как бухарцы спорят с туркменами за ковёр (туркменский или бухарский он, то есть), так и хорезмийцы - за ювелирное искусство: все виды хивинских украшений имеют свои аналоги и туркмен или каракалпаков, а лучшая их коллекция хранится и вовсе в музее Нукуса. Возможно, хорезмское серебро - это что-то сродни "золоту скифов", которое делалось мастерами из оседлых городов, но в традиции кочевников. "Мужской" аналог ювелирики - гравировка клинков и украшение рукоятей, но я их почему-то не видел.

Делали в Хорезме свои и ткани, будь то шёлк, хан-атлас или местная полосатая ткань алоча, причём одни (например, хлопковая ткань) считались женским ремеслом, другие (например, шёлк) - мужским. Не знаю, живо ли это сейчас, по крайней мере на базарах и сувенирных развалах я каких-то особенных тканей не припоминаю.

Особенностью хорезмского ткачества было отсутствие вышивки (и соответственно своей школы сюзане) - всё делалось только через обработку самой ткани, и даже узоры в основном создавались при помощи набойки.

Так что золотое шитьё - веяние скорее бухарское, а вот резная дверь - это точно Хорезм:

Хивинские халаты - честно говоря, моих познаний не хватило бы на то, чтобы отличить их от бухарских, но думаю, намётанному глазу отличия были бы видны с первого взгляда.

Более всего из хивинского костюма мне (а судя по количеству развалов с этим добром, и не только мне) запомнились шапки, в первую очередь огромные папахи - говорят, летом в них не жарко, а зимой они надёжно защищают от морозов и ветров, и в той же Бухаре, где климат куда мягче, были попросту не нужны. Хорошо помню, как на дореволюционных фотографиях путешествия по железной дороге через Среднюю Азию граница нынешних Узбекистана и Туркмении была заметно именна по тому, как сменился головной убор - туркменские папахи против узбекских тюбетеек. Но Хорезм всё-таки ближе к Туркмении:

И здешние ковры хотя и входят в "бухарское" семейство (как уже говорилось, бухарский и туркменский ковёр в широком смысле - это одно и то же) с его геометрическими орнаментами (в противоположность растительным орнаментам самаркандских и персидских ковров), всё же вид у них какой-то более "туркменистый". Самыми "хивинскими" мне запомнились такие вот красные и фиолетовые ковры с сетью розеток в рамке орнамента:

Вот такой сюжет в одном из музеев - на фоне хорезмского ковра и неожиданно на него похожего самаркандского сюзане сидят фигуры хорезмийцев в традиционных костюмах и с традиционными музыкальными инструментами. Впрочем, больше, чем сама по себе музыка славятся хорезмские танцы , образы которых археологи находили ещё во фресках древних крепостей. Самый известный - воинственный "лязги" (что-то общее с лезгинкой?), но вообще тут было огромное количество жанров, порой весьма экзотических. Например, "цирковые" танцы на тарелке, на натянутом канате, на ходулях, с факелами, с жонглированием (в том числе ножами, тарелками или факелами), со всякими предметами на голове и многим другим. Или "ракс" - танцы сродни пантомиме, через которые рассказывается история или совершается гадание. Ещё очень запомнился "танец сломанных пальцев" - по легенде, давным-давно одна танцовщица перед самым своим выступлением в ханском дворце сломала пальцы на ноге, и понимая, что в противном случае ей не сносить ещё и головы, буквально на ходу сочинила новый танец, тут же вошедший в традицию.

Что же касается инструментов, то в общем-то все их я видел - на кадре выше это дойра ("узбекский бубен"), дутар (двухструнный щипковый инструмент) и похожий на гусли канун . На кадре ниже - струнный танбур , духовой сурнай или буламан и смычковый гиджак . Не опознал только духовой инструмент с кадра выше. Подробно о музыкальных инструментах и жанрах, в том числе знаменитых узбекских макомах, есть очень хороший пост (с фотографиями из этого же зала!). Цветастое сюзане же на заднем плане - скорее всего с другого конца Узбекистана, из Сурхандарьи.

Само собой, своя в Хорезме и кухня... правда, попробовать её оказалось не так-то просто, в хоть сколько-нибудь приличных местах всё надо заказывать заранее, а то, что есть "здесь и сейчас" - обычно банальные плов-самса-шашлык-лагман. В Каракалпакии, помню, всё облизывался на вывески "балык-куырдак" (то есть жареная с овощами амударьинская рыба), но там, само собой, заказать заранее у меня не было времени. А вот в Хиве "зелёный лагман" шют-аш (по-моему, с обычным лагманом у него общего немного) и тухум-береки - вареники с яйцом внутри, неожиданно вкусные:

А вот хорезмский плов заранее заказывать обычно не надо, но в противоположность бухарскому он считается самым простым - рис, лук и мясо, да и то не всегда: здесь плов - еда, а не действо. В целом же, как мне показалось, кухня в Хорезме скуднее, а готовят тут в среднем хуже, чем в Центральном Узбекистане - пустыня... Отдельным впечатлением можно назвать хорезмский чай - попробовав его впервые, я подумал, что его заваривают на минералке, но в Хорезме просто такая вода.

Как ни странно, ещё к хивинским ремёслам можно отнести фотографию. Видимо просто Хива столь фотогенична, что первый фотограф и кинооператор тут объявился ещё в годы Хивинского ханства под русским протекторатом - это был хивинец Худайберген Деванов , в 1908 году направленный в Петербург и там освоивший фото- и кинодело. В том же году он снял две киноленты - "Виды Туркестана" и "Памятники архитектуры нашего края", а в Хиве его фотографиям посвящён целый музей в той самой Русской школе с кадра №14. Увы, сохранилось из его наследия далеко не всё: в 1938 Деванов был арестован и сгинул в лагерях, а часть его архива была уничтожена.
Где-то на окраинах сохранился и его дом, но я туда идти поленился.

И уж тем более была в Хиве и своя школа книгопечатания и каллиграфии со специфическим оформлением заглавных страниц в сине-зелёно-фиолетовой гамме. Но мне больше запомнился паспорт жителя (не "гражданина", а "подданного"!) Хивинского ханства:

А вот один из символов Хивы на переломе - редчайшие в истории (ещё подобное было вроде бы в Монгольской империи и в непризнанных государствах Китайского Туркестана) шёлковые банкноты Джунаид-хана и Хорезмской Советской Народной республики:

Историю падения Хорезма я уже рассказывал не раз. Хивинское ханство сменилось Хорезмской Советской Народной Республикой, включавшей Туркменскую автономную область со столицей в Ташаузе, и именно по этой линии она и разделилась между Узбекистаном и Туркменией, войдя в 1924 году в состав СССР. Последним обрубком стал Хорезмский округ, упразднённый в 1929 году, а возрождённый в 1932-м со столицей уже в Ургенче. Хива так и осталась райцентром у края оазиса, в нескольких километрах от границы и Каракумов; сюда не дошла железная дорога - лишь показанный в прошлой части троллейбус. Но из столицы став райцентров, Хива не превратилась в город-музей типа Суздаля, и я не мог в ней отделаться от мысли, что нахожусь в большом городе, уж всяко бОльшем, чем Ургенч.
Далее несколько фотографий ширпотреб-интерьеров хивинских кафе и гостиниц:

Тут на заднем плане хивинская арба - этот образец местного деревянного зодчества я показывал в обзоре Хорезма:

А вот на вопрос "расскажи про людей" - честно говоря, рассказать-то и нечего. Хорезм - он такой, по духу своему безлюдный, и чисто внешне жители Хивы не обладают тем колоритом, каким мне запомнились бухарцы. Сами типажи тут как-то космополитичнее и глобализованнее, я бы даже сказал - ровнее, чем в Центральном Узбекистане. Так что напоследок - снова взгляд с минарета на чужие дворы.

Из следующих 6 частей 4 будут про Ичан-Калу, и для начала прогуляемся вдоль её глиняных стен.
Муйнак. У засохшего моря...

Незнакомые слова и непонятные ситуции - см. по ссылкам ниже.

Посреди горячих песков пустыни Кызылкум , в оазисе на левом берегу Амударьи расположился древний город Хива. Если верить легенде, то он был основан самим Шимом (Симом), сыном Ноя.

Раньше эти земли называли Хорасмия, а позже — Хварезм и Хорезм , они являлись одним из центров Великого Шелкового пути.

Здесь до сих пор сохранилось больше сотни древних достопримечательностей, поэтому Старая Хива относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО.

Описывать Хиву словами бесполезно, ее надо видеть, ведь это по-настоящему удивительный город.

Регион
Хорезмская область

Количество населения

VI век до н.э.

Плотность населения

5571,9 чел/км²

Часовой пояс

Почтовый код

Международный телефонный код

Климат и погода

Климат в этих местах резко континентальный , засушливый. Летом средняя температура воздуха составляет +30 °С , зимой она опускается в среднем до -5 °С . Дожди здесь бывают преимущественно весной, а зимой практически нет снега. Влажность воздуха круглый год невысока.

Природа

Хива располагается в пустыне, на равнине в дельте реки Амударья . Здесь практически нет полезных ископаемых.

На песках есть скудная естественная растительность: саксаул, жестколиственные кустарники. По берегу Амударьи растут тугайные леса и тростниковые заросли. В реке акклиматизировались нутрия и ондатра. Также в ней обитают такие рыбы, как сом, усач, лещ, жерех, сазан, амударьинская форель.

В пустыне водятся шакалы и разнообразные ящерицы. Птицы представлены такими видами, как беркуты, вороны, бородачи.

Южнее Хивы есть несколько небольших соленых озер, болот и солончаков, которые возникли в результате затопления летом водой из каналов и грунтовыми водами.

Достопримечательности

Хива — это самый настоящий музей под открытым небом.

Старый город внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта часть города по сведениям историков основана в V в. до н.э., она окружена городской стеной, которая входит в комплекс Ичан-Кала , что в переводе означает «Старый город» . Первые постройки на этом месте были сооружены здесь еще в V в. до н.э., а на сегодняшний момент в этот комплекс входит больше 60 достопримечательностей.

Стоит ознакомиться с такими уникальными местами, как цитадель Куня-Арк XVII века. Стоит осмотреть восточные ворота Палван-Дарваза , южные Таш-Дарваза , северные Багча-Дарваза и самые главные — Ата-Дарваза . Все они были возведены в XVII-XVIII веках.

Посетите дворец Таш-Хаули, который был резиденцией Алла-Кули-Хана в XIX веке. Интересной достопримечательностью является минарет Калта-Минор . Его стены декорированы глазурованной плиткой.

Очень знаменита местная мечеть Джума , которую построили в XVIII веке. У нее 218 резных колонн.

Символом Хивы является минарет Ислам-Ходжа . Он построен относительно недавно, в самом начале XX века, зато отличается своей высотой: в нем 56 метров.

Вообще в Старой Хиве очень много минаретов, мавзолеев и мечетей. Чтобы описать их все, не хватит и десятка статей.

За пределами старой части города находится другая, которая называется Дишан-Кала . Это тоже древняя часть Хивы, только здесь находились торговые ряды и жилые улицы. Дишан-Кала также огорожена стеной. Здесь внимание стоит уделить дворцу Кибла-Тозаборг XIX столетия и четырем вратам.

Стоит ознакомиться с дворцом Нурулла-Бая , а также посетить медресе Саид Нияз Шаликар-Бай .

Интересным памятником архитектуры и истории является мавзолей Абдал-Бобо , который относят к VIII-XVIII вв.

Для посещения туристами открыт дом известного фотографа из Хивы Худайбергена Деванова . И это далеко не все места, которые стоит посетить, путешествуя по городу.

Питание

Узбекская кухня всегда славилась вкусными блюдами. Но узбеки ценят не только блюда, но и сам процесс их приготовления.

Королем национальной кухни Узбекистана по праву можно считать плов. Существует множество способов его готовки, в каждом городе он чем-то отличается. Обязательно попробуйте его в Хиве.

Кроме плова, отведайте такие традиционные блюда, как шурпа, буглама, димлама, манты. Они давно уже стали популярными во всем мире, но только в Узбекистане сможете попробовать их, приготовленными по самому традиционному рецепту.

Узбеки щедро добавляют в блюда овощи, фрукты и злаки, много употребляют кисломолочных продуктов.

Пищу принимают обычно руками, сидя на полу или за низеньким столиком. Первыми на стол подают чай, сладости и фрукты, а после них — овощи и салаты. Затем приходит черед супов: ароматной шурпы или густой маставы. Ну и завершают трапезу мясными блюдами: пловом, манты, шашлыком, лагманом.

Проживание

В Хиве хорошо развита инфраструктура. Здесь есть достаточно много хороших отелей и мини-гостиниц. В последнее время активно стала развиваться сеть мини-отелей B&B . В большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость проживания.

Самые популярные гостиницы Хивы: Arkanchi Hotel 5*, Шахерезада 2* .

Ночь в небольшом отеле в Хиве обойдется вам от 35 $ в сутки за одноместный номер и от 50-60 $ за номер на двоих.

Можно снять дом или квартиру на сутки, но таких предложений мало.

Развлечения и отдых

В Узбекистане природа создала превосходные условия для активного отдыха. Здесь можно заняться каякингом и рафтингом: попробуйте обуздать бурные потоки Амударьи!

Из Хивы можно отправиться в горы на юг Узбекистана. Их принято считать подходящим местом, чтобы заняться трекингом и альпинизмом. Здесь разработано несколько десятков маршрутов различной сложности. Вы сможете выбрать маршрут себе по способностям. Например, одни из самых сложных здесь — это выход к пикам Победы (7439 м), Корженевской (7105 м), Хан-Тенгри (6995 м).

Если вы увлекаетесь спелеологией, то вам здесь тоже понравится. Тут находятся самые глубокие азиатские пещеры — Бой-Булок и Киевская . Ну а если вы отправитесь на запад Тянь-Шаня , то сможете полюбоваться подземными реками и озерами.

21 марта в Узбекистане отмечают праздник весеннего равноденствия, обновления природы. Называется этот фестиваль Навруз . Во время его устраивают танцы, музыкальные выступления, атмосферные ярмарки и уличные представления.

Ну а если у вас будет возможность, посетите местный Фестиваль культуры Древнего Хорезма. На несколько дней здесь все становится подвластно традициям и обычаям. Проводится это все по инициативе местных жителей. Они гостеприимно открывают свои дома, приглашают к себе, демонстрируют различные традиционные промыслы: резьбу по дереву, плетение корзин, ткачество, вышивание по шелку. Хивинцы обязательно угощают гостей праздничным пловом, лепешками и зеленым чаем.

Покупки

В давние времена город Хива был одним из центров Шелкового пути. Здесь всегда было много торговцев. Сохранилась эта тенденция и до сих пор: здесь большие и богатые городские рынки и уличные лавки. Вообще, если хотите узнать, как живут коренные жители, прочувствовать весь колорит города, отправляйтесь на базар. Здесь, кстати, любят поторговаться, а отправляться туда лучше всего с утра пораньше.

На память о поездке в Хиву купите какое-нибудь изделие из керамики. В Узбекистане существует много школ керамики, каждая из них имеет свой отличительный стиль.

Еще одним прекрасным напоминанием о путешествии станет вышитая картина ручной работы. Вообще здесь вышивают все: картины, одежду, аксессуары, а разнообразие рисунков просто поражает.

Часто в качестве сувенира из Узбекистана привозят национальную одежду. Для мужчин это праздничный халат «зарчапан», а для женщин — «камзул» . Ну и как же без головного убора? Покупают здесь тюбетейки. Они, кстати, бывают самые разнообразные: от вполне скромных до очень дорогих, расшитых шелковыми нитями.

На базарах Хивы продаются и превосходные ковры. Они здесь из натурального шелка, украшенные узорами. Прослужат такие ковры очень долго.

Отличным узбекским подарком будет один из традиционных музыкальных инструментов: домбра, кобуз, дутар, карнай, сурнай и многие другие. Их звучание очень богатое и красивое, а внешний вид еще лучше, чем звук. Их украшают изящными узорами и искусной резьбой.

Транспорт

Из Хивы в любой другой город Узбекистана можно добраться на автобусе или маршрутке. Проезд в них недорогой, при этом интервал между рейсами минимальный.

Также можно добираться сюда на поездах. Стоит отметить, что летом так удобнее, потому что водители автобусов часто экономят на кондиционерах. Ходят из Хивы фирменные экспрессы и пригородные электрички.

Недалеко от Хивы, в городе Ургенч, есть аэропорт, из которого доступны авиарейсы во многие крупные города страны. Добраться до Ургенча можно на уникальном междугороднем троллейбусе.

В городе работает общественный транспорт: автобусы и маршрутки. Кроме этого, можно воспользоваться услугами такси.

А вот с арендой авто возникнут проблемы: здесь попросту нет фирм, занимающихся прокатом машин.

Связь

Российские операторы сотовой связи предлагают роуминг на территории Узбекистана. Самый дешевый — у МТС.

Мобильные сети в Узбекистане развиты достаточно хорошо. Можно подключиться к одному из местных операторов. Сделать это очень просто: нужно прийти в сервисный центр оператора с паспортом. Обратите внимание на стандарт связи при подключении, так как не все операторы отвечают формату GSM.

Позвонить можно с любого из почтовых отделений. Оплатить звонок просто: необходимо купить специальную карту. Продаются они там же, на почте, либо в магазинах.

В гостиницах, кафе и ресторанах доступен wi-fi. В центре Хивы вы можете посетить интернет-кафе.

Безопасность

Ситуация с криминалом в Хиве вполне спокойная. На улицах достаточно много полицейских, которые строго следят за порядком.

Часто туристы жалуются на вымогательства на таможне под угрозой конфискации вещей или денег.

Несмотря на спокойную криминальную обстановку, ходить в одиночку по малознакомым районам в темное время суток не рекомендуется.

В окрестностях города много опасных членистоногих, так как кругом находятся пустыни.

Вода не пригодна для питья или гигиены. Продукты обязательно обрабатывайте перед употреблением, иначе рискуете заразиться кишечными инфекциями. Фрукты и овощи следует чистить от кожуры.

Некоторые из достопримечательностей находятся в весьма ветхом состоянии, поэтому необходимо быть осторожными во время экскурсий.

Бизнес-климат

За последнее время в Узбекистане возросло количество людей, которые хотят заняться бизнесом. Видя это, правительство страны решило максимально облегчить условия для оформления собственного дела.

В 2012 году тут приняли целый ряд законов, которые улучшают и упрощают малый бизнес. Постепенно уменьшают налоги.

Хорезмская область, в состав которой входит Хива, занимается преимущественно сельским хозяйством. Здесь распространены фермы, на которых выращивают в основном зерновые. Есть здесь и несколько заводов разной направленности. Весьма весомый вклад в экономику города приносит туризм и сфера услуг.

Для инвестиций здесь привлекательны сельское хозяйство и туризм.

Недвижимость

Здесь достаточно развита инфраструктура. До 2008 года на рынке недвижимости наблюдался рост: спрос превышал предложение, цены повышались, строилось много жилья. Однако негативно отразился на рынке недвижимости мировой кризис. Сейчас в Хиве строят мало жилья, а цены на него падают.

В Хиве на продажу жилье практически не выставляют. Спрос на него небольшой.

  • Лучшее всего ехать в Хиву в апреле — июне или сентябре — октябре. В июле и августе здесь слишком жарко.
  • Полиция в Хиве тщательно и строго следит за соблюдением порядка. Всегда носите с собой паспорт, чтобы избежать неприятных ситуаций.
  • Позаботьтесь о солнцезащитных и противомоскитных средствах.
  • В кафе и ресторанах принято давать чаевые, если они не включены в счет. Обычно они составляют 5-10 % от итоговой суммы.
  • За съемку памятников архитектуры придется дополнительно заплатить.
  • Кредитные карты и дорожные чеки принимаются в Хиве, но часто бывают проблемы при обмене валюты: в банках попросту не всегда хватает наличности.
  • Для ввоза сильнодействующих медикаментов на границе нужно будет предъявить рецепт врача. Драгоценности на таможне нужно задекларировать. Ввоз и вывоз валюты не ограничивается, но также необходима декларация.

Первый раз у меня в блоге пост про Узбекистан, а ведь этот регион настолько богат историей, что аж подумать страшно. Самое интересно, что во многих местах там сохранились в первозданном виде целые города, которым более 1000 лет. Давайте посмотрим на один такой город.

Хива — в древности — Хорасмия, позже известна как Хварезми — Хорезм, в прошлом крупное ханство на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря. В настоящее время это территория Узбекистана и Туркменистана.

Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 км) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце 16 века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.




Хорезм не раз даал отпор таким знаменитым противникам как Александр Македонский, а в 680 арабам Кутейбы ибн-Муслима. Они атаковали Гургандж, но не могли полностью подчинить себе ханство. Только объединенным армиям Чингиз-хана удалось одержать победу. После полугодовой осады они разрушили дамбы, и Амударья затопила Гургандж. Город был стерт с лица земли, 100 тысяч жителей убиты, и каждому воину досталось по 24 пленника. И только через 200 лет столица Хорезма была вновь отстроена. Пять раз Тамерлан совершал набеги на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его

Согласно легенде, старец, умирающий в пустыне от жажды, стукнул посохом и увидел на месте удара колодец с водой. Удивленный, он воскликнул "Хей Вах!" и основал у колодца город. Однако топоним "Хивак", или "Хива", относится к группе географических названий, начальная форма которых сильно изменилась с течением времени. По мнению некоторых ученых, название города, выросшего в середине I тысячелетия до нашей эры на берегу канала, стало производным от ойконима Хейканик (или Кейканик), что означало: "Город, расположенный на берегу большой воды", т.е. канала, отведённого от реки.


Кликабельно, Панорама

Ещё по одной версии (её предлагает филолог Ибрагим Каримов), топоним Хива образован от древнеаланского "хиаув" - крепость. Он предлагает также, что аланы - это древние хорезмийцы, мигрировавшие несколько веков назад на Северный Кавказ.

Многовековая история Хивы неразрывно связана с судьбой Хорезма . Периоды подъемов, когда Хорезм становился во главе могучих государственных образований, чередовались с тяжкими падениями, когда его города и селения гибли от опустошительных вражеских нашествий.

Примечательно, что и в ХIХ-начале XX вв. город в окончательном виде сложился по традиционному плану равнинного города: прямоугольник, вытянутый с севера на юг, рассеченный крестообразно по осям главными улицами. Размеры его - 650x400 м - находятся в соотношении пропорций "золотого сечения", излюбленного архитекторами всех стран мира. Размеры изученных археологами городищ свидетельствуют, что и тогда их строители владели основами прикладной геометрии.

Впервые Хива упоминается в письменных источниках X в. как небольшой город, расположенный на караванной дороге между Мервом и Ургенчем (современный Куня-Ургенч). Такое выгодное положение делает Хиву значительным торговым центром. Особенно большое значение приобретает она в XVIII веке, когда становится столицей Хорезма (Хивинского ханства). Однако уже в XVIII столетии феодальная раздробленность, династические смуты, вражда с соседними племенами и государствами ослабляли страну. И только в начале XIX века, после утверждения кунгратской династии, Хива формируется как значительный культурный центр.


Кликиабельно

Наиболее древняя часть Хивы - шахристан (город) Ичан-Кала , окружена стенами, которые неоднократно разрушались и восстанавливались. У западных ворот Ичан-Калы (в настоящее время не существующих) расположен Куня-Арк , старая крепость с остатками замка Акших-баба, являвшегося когда-то ядром города. Арк состоял из нескольких двориков, каждый из которых объединял определенную группу построек. Из них сохранились лишь курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и более позднее здание гарема. В мечети и приемной (1825-1842 гг.) привлекают внимание айваны с деревянными колоннами и стенами, покрытыми майоликовыми облицовками.

Особенно насыщена постройками та часть Ичан-Калы, которая расположена вдоль дороги, ведущей от западных к восточным воротам. Здания здесь сконцентрированы без какого-либо архитектурного замысла. Некоторые группы построек образуют строительные массивы, в которых отдельные здания сливаются друг с другом своими объемами. Только широкие арочные проемы или порталы определяют отдельные строения. Высокие стены, легкие угловые башенки, купола, минареты, легкие айваны с деревянными колоннами создают повсюду неожиданные силуэты.

Ни один другой город не донес до нас в такой сохранности целую часть шахристана, подобно Ичан-Кале в Хиве. Это - историко-архитектурный заповедник, дающий представление о феодальном среднеазиатском городе.

Построек времен первоначального возвышения Хивы почти не осталось.

Из сохранившихся архитектурных сооружений Хивы наиболее древнее - мавзолей шейха Сейид Аллауддина (XIV в.). Первоначально мавзолей состоял из одного помещения с небольшим порталом. Затем к усыпальнице была пристроена зиарат-хана . Вход в усыпальницу был заделан, а проем в ее стене, со стороны зиарат-ханы, расширен. В 1957 г. при реставрации зданию был придан, насколько это возможно, первоначальный вид.

Мавзолей служит вместилищем превосходного майоликового надгробия. Оно состоит из постамента с угловыми колонками, поддерживающего мощную плиту с двумя "сагана" (стрельчатое завершение мусульманских надгробий). На облицовочных плитках надгробия отштампован легкий рельеф. Он расписан мелким растительным узором голубого, темно-синего, фисташкового и белого цветов. Красота узоров, композиция и тональность росписи, прозрачность глазури вводят этот керамический декор в число лучших образцов искусства майоликовой облицовки XIV века. По-видимому, очень скромным и небольшим был первоначальный мавзолей Пахлаван Махмуда , поэта, народного героя, умершего в первой четверти XIV в. Ореол славы этого героя, считавшегося патроном города, привлекал почитателей. Вокруг его мавзолея создалось целое кладбище со многими фамильными усыпальницами.

В начале XIX века возле этого комплекса началось строительство усыпальницы хивинских правителей. К мавзолею Пахлаван Махмуда были пристроены помещения, в которые и перенесли могилы ранее умерших ханов.


В 1825 г. интерьеры всех помещений комплекса Пахлаван Махмуда были сплошь облицованы майоликой с типичным для Хивы орнаментом, а купола здания покрыты бирюзовыми плитками. Поблескивающий зеленоватой глазурью купол мавзолея издали привлекает внимание. Превосходная майолика внутреннего декора комплекса Пахлаван Махмуда ставит его в ряд выдающихся памятников архитектуры. В начале XX века перед зданием погребального комплекса были воздвигнуты другие постройки и айван на деревянных резных колоннах.

Необычна архитектура пятничной мечети Хивы - Джума-мечети , построенной в XVIII в. Кирпичные глухие стены без каких-либо членений и украшений образуют здание размером 55 х 46 м. Потолок поддерживается 212-ю деревянными колоннами, из которых 16 относятся к ХI-ХIV вв. Уникальная резьба украшает их стволы и капители. Своеобразна композиция мечети - глухие стены и плоский потолок создают большой, но низкий объем здания, к которому примыкает контрастирующий с ним своим высоким стволом минарет (XVIII в.). Мечеть со своим минаретом и несколько близлежащих медресе оформляют площадь у главной магистрали Ичан-Калы.


Одним из оживленных мест Хивы являлась площадь у восточных ворот Палван-Дарваза . Здесь еще в XVII веке были построены бани Ануш-хана и одноэтажное здание медресе Ходжамбердыбия . В 1804-1812 гг. напротив медресе Ходжамбердыбия было сооружено двухэтажное медресе Кутлуг-Мурад-инака . Медресе имело 81 худжру и являлось одним из самых больших сооружений Хивы. Его портал с пятигранной нишей и алебастровыми сталактитами оформлен богаче, чем фасады более ранних медресе города. Угловые башни с фонарями декорированы глазурованными и терракотовыми со штампованным рисунком плитками. Тимпаны двухэтажных арочных галерей заполнены майоликой. Интерьеры почти лишены декора.

Несмотря на большие размеры, медресе Кутлуг-Мурад-инака не достигает монументальности, свойственной многим бухарским памятникам. Оно проще по планировочной и объемной композиции, беднее по декоративному убранству.


В 1806 г. к воротам Палван-Дарваза была пристроена длинная галерея с торговыми помещениями, перекрытыми куполами. У этих ворот, замыкавших самую оживленную улицу, при Аллакули-хане (1825-1842 гг.) была сосредоточена торговая жизнь города. Здесь впритык одно к другому возводились здания. Насыщенность постройками была так велика, что некоторые из них выступали за стены Ичан-Калы. Так, например, для размещения медресе Аллакули-хана была разрушена городская стена. Ее выровненные обломки составили основание для нового здания, к которому вел пандус, разделивший медресе Ходжамбердыбия на две части, подобно переметной суме - хурджуму - почему оно и получило название "Хурджум". Здание имеет небольшую высоту и не загораживает монументального главного фасада медресе Аллакули-хана с его стройным порталом. В наружной отделке его господствует майолика.



Кликабельно

В 1-ой половине XIX века в Хиве при Аллакули-хане особенно процветала торговля. Оживленные и разнообразные (вплоть до невольничьего) базары располагались у восточных ворот и за ними. Вблизи от ворот Палван-Дарваза был построен караван-сарай , подобно медресе своим объемом выходящий за стены Ичан-Калы. К его главному фасаду была пристроена крытая галерея - пассаж (тим). В комплексе построек у восточных ворот Палван-Дарваза в 1830-1838 гг. был возведен дворец Аллакули-хана - Таш-хаули . Все здание выложено из обожженного кирпича. Высокие стены с башнями и воротами подобны крепостным сооружениям. Дворец состоит из объединенных несколькими двориками помещений жилого и официального назначения.


Среди них - гарем , михманхана для приемов хана, арзхана - судилище, вспомогательные и служебные помещения, переходы. Сложность плана объясняется разновременностью построек дворца. Все выходящие во дворики айваны богато декорированы: майоликовая облицовка покрывает стены, резьба - деревянные колонны и их мраморные базы, росписи - деревянные потолки. Народные орнаментальные традиции нашли здесь превосходное воплощение. Так завершилась цепь построек возле ворот Палван-Дарваза: галерея Палван-Дарваза, медресе Аллакули-хана, тим, караван-сарай, а с другой стороны площади - Таш-Хаули, медресе Кутлуг-Мурад-инака. С юга площадь ограничивалась небольшим зданием Ак-мечети , окруженной с трех сторон айваном (1838-1842 гг.). За мечетью разместилась баня Ануш-хана (XVII в.), помещения которой погружены в землю и выступают только куполами.



Комплекс всех построек создавался по мере возникающей жизненной необходимости. Внешне он не воспринимается как целый художественный ансамбль, но отличается живописностью архитектурных масс и разнообразием силуэтов. В Ичан-Кале формировались и другие ансамбли. Так, к югу от Куня-Арка в 1851-1852 гг. было построено медресе Амин-хана , а в 1871 г. к востоку от Куня-Арка - медресе Сейид Мухаммед-Рахим-хана II , которые составили центры двух архитектурных ансамблей. Медресе Амин-хана самое большое в Хиве. Недостроенный минарет, диаметр которого составляет 14, 2 м, выложен только на высоту 26 м, почему за ним и упрочилось название Кальта-минар (короткий минарет). Боковые фасады медресе оживлены аркадой лоджий на втором этаже. По углам фасадов расположены характерные для Хивы башенки с проемами наверху, поясами из зеленого глазурованного кирпича и куполками, облицованными таким же кирпичом. Высокий портал главного фасада украшен майоликой и узорами из цветного глазурованного кирпича. Минарет орнаментирован поясами геометрических узоров из цветного кирпича.

В 1910 г. Ислам-Ходжой был построен самый высокий в Хиве минарет (около 50 м), господствующий над всеми постройками Ичан-Калы. Около минарета сооружено небольшое здание медресе и мечеть. Минарет облицован специальным лекальным кирпичом, чередующимся с поясами многоцветной майолики.

Упомянутые памятники архитектуры не исчерпывают полного списка всех замечательных сооружений города. В многочисленных постройках, хотя и не уникальных, находили преломление конструктивные и художественные принципы хивинского строительства. Большую ценность в них представляет осуществленное в народных традициях декоративное убранство: резьба по дереву и майоликовые облицовки. Монументальные постройки в предместье Хивы, Дишан-Кале такие, как дворец Нурулла-бая , не характерны для этой части города. В противоположность Ичан-Кале здесь много водоемов и зелени. Многочисленная массовая жилая застройка отличается интересной объемно-пространственной композицией, в которой айваны служат необходимым компонентом. Колонны, подбалки, двери и другие деревянные детали нередко украшены великолепной резьбой. Народное жилище здесь хранит и развивает художественные традиции хивинского зодчества.

Когда столицу перенесли на новое место, это был, несомненно, один из худших периодов истории Хорезма. Но со временем ханство расцвело вновь, и в короткий период Хива стала духовным центром Исламского мира. Итак, в 1598 году Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с 10-ти вековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.


Россия аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году (отчасти потому, что торговля рабами в Хиве вызывала страх в южной России: туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре). В 1919 году части Красной Армии свергли власть последнего Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.


В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Маъмун, руководил выходец из хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили аль-Беруни, Агахи, Наджмиддин Кубро и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.

Дошедшее до нас слово «Хива» известно из арабских географических трудов Х века как название одного из населенных пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние сведения о городе неизвестны.

Хорезм Х века — это бремя титанов мысли и науки Абу Райхана Беруни (973—1048), Абу Али ибн-Сины (980—1037), время процветания «Академии» хорезмшаха Мамуна.

О людях Хорезма того времени сохранились свидетельства историков «Они люди гостеприимные, любители поесть, храбрые и крепкие в бою; у них есть особенности и удивительные свойства»,— писал Макдиси.

В истории Хорезма Х век отмечен бурным экономическим подъемом страны, ростом числа городов, развитием градостроительства и архитектуры. Исторические хроники перечисляют незнания более 30 городов, расположенных в нижнем бассейне Амударьи. Среди древних городов, пожалуй, лишь Хива стойко продолжала существовать как город.

Хива расположена на равнинной зоне, на границе пустыни. Вначале колодец с питьевой водой предопределил возникновение населенного пункта. Образованию же города, несомненно, предшествовало проведение канала Хейканик из Амударьи, служившего не только для орошения обширной территории, но и для снабжения - водой всех населенных пунктов, возникших на его трассе.

Канал Хейканик существовал еще в античный период. Он известен ныне под названием Палванян (Палнан-арык). В хивинских хрониках ХIХ в. часто Хейканик упоминается искаженно как Хейваник. Хейканик — архаичное название, значение которого в народе давно забыто.

Очевидно, между названиями канала Хейканик и города Хива (Хева) существует этимологическая связь, ибо цепочка слов Хейканик — Хейваник — Хейвак - Хева - Хива как будто указывает единство их корней. Однако в рукописи 1831 года «Сердце редкостей» историк-летописец Худайберды Кошмухаммед пишет, что «Хива есть имя мужчины».

Многие названия в топонимике Хорезма, как и история страны, являются тайной. Так и слово «Хива» пока остается загадкой истории. Впрочем, такой же таинственностью окутано и слово «Хорезм». Наиболее близко к истине этимологическое толкование слова «Хорезм» — земля солнца.

По свидетельству древних хроник Хива еще в Х веке была довольно большим городом с красивой и благоустроенной соборной мечетью.

Один из средневековых путешественников, побывавший во многих странах Востока, после посещения Средней Азии в начале ХIII в. оставил следующие наблюдения: «Не думаю, чтобы в мире где-нибудь были обширные земли шире хорезмийских и более заселенные, при том что жители приучены к трудной жизни и довольству немногим.

Большинство селений Хорезма — города, имеющие рынки, жизненные припасы и лавки. Как редкость бывают селения, в которых нет рынка. Все это при общей безопасности и полной безмятежности...

Несомненно, город Хива был в числе процветающих городов, о которых так восхищенно отозвался арабский путешественник, ученый Якут Хамави.

В ХIII в. Хорезм пал под натиском полчищ Чингисхана. Хива встала грудью против врага. Сыны-патриоты погибли смертью храбрых. Позже над могилой защитников города был сооружен мавзолей.

Хива выдержала испытание временем, но непрерывное существование города на одном месте, необходимость обновления старых строений, требование жизненных пространств беспощадно уничтожало все ветхое, отжившее и ненужное.

Именно поэтому в современной Хиве большинство памятников относятся к ХVIII—ХIХ вв. Более ранние памятники единичны, а археология города пока не изучена.

Хива стала столицей государства лишь с 1556 г. при Дустхан ибн-Буджчи. Однако ее интенсивное развитие начинается при Арабмухаммедхане (1602— 1623), когда начали строить монументальные сооружения.

Среди памятников ХVII в. особенно выделяются медресе Арабмухаммеда (1616 г.), мечеть и бани Анушахана (1657 г.).

Экономический и политический кризисы в стране, калейдоскопическая пестрота в смене властей — « игра в ханы » («хонбози») в целом губительно отразились на благосостоянии Хорезма. Захват Хивы иранскими войсками е 1740 г. привел к разорению страны.


Кликабельно

Эпидемия чумы 1768 г. в Хорезме унесла много жизней. Опустели города. Особенно пострадали Хива и соседние города, подчеркивает поэт-историк Мунис.

«В Хиве осталось населения всего в 40 семей... Внутри города заросло тамариском и колючкой, в домах обосновались хищные животные».

В 1770 году правителю Мухаммед Амин инаку удается положить конец междоусобицам и объединить земли Хорезма. С этого времени начинается «основание новой Хивы» (академик В. В. Бартольд).


Кликабельно

Многочисленные монументальные памятники Хивы возникли в ХIХ в. Это был период относительного подъема культуры, расширения строительства и народных промыслов.
Хива является удивительным музеем хорезмской архитектуры ХVIII—ХХ вв.

Во внутреннем городе — Ичан-кале — сконцентрированы ансамбли и комплексы монументальных сооружений, в густом окружении массовой жилой застройки. Уникальным памятником города является многоколонная джума-мечеть (конец ХVIII в.). В ней сохранились деревянные колонны ранних строений (Х—XVI вв.).

Каждая из этих колонн открывает отдельные страницы истории развития архитектурной формы, орнамента и техники резьбы. От ХIV в. сохранились мавзолей Саида Алауддина и мечеть Багбанли. В ХVII— начале ХVIII в. было воздвигнуто множество духовных учебных заведений: медресе Арабмухаммеда (1616 г.), медресе Хурджум (1688 г.), медресе Шергазихана (1719—1726 гг.). Из памятников ХIХ в. особенно интересны медресе Кутлуг-Мурад инака (1804—1812 гг.), комплекс мавзолея Пахлавана Махмуда (1810—1835 гг.) медресе (1834— 1935 гг.), караван-сарай и тим Аллакулихана, медресе Мухаммад-Аминхана (1851—1855 гг.), дворцовые ансамбли Кухна-Арк (первая половина ХIХ в.) и Ташхаули (1831—1841 гг.).

Древность традиций архитектуры и искусства прослеживается не только в памятниках материальной культуры Хорезма. Архитектурно-строительная терминология, бытующая среди населения Хорезма, во многом отличается от терминов сопредельных регионов — Бухары, Самарканда и Ташкента.

В обиходе хорезмских узбеков сохранились отдельные древнетюркские архитектурно-строительные термины, которые давно забыты или заменены в узбекском литературном языке. Так, упомянутое в, «Собрании тюркских наречий» Махмуда Кашгарского (ХI в.) слово «керпич», у Алишера Навои «кирпич», тождественное русскому с «кирпич», бытует в хорезмском наречии доныне как «керпич», «кервич».

Хива по праву может гордиться своими великими сыновьями.


Хивская кампания



Кликабельно, панорама


Кликабельно, панорама



Кликабельно, панорама


Фото Проскудина-Горского


Кликабельно 2000 рх


В прошлом один из крупнейших городов государства Хорезмшахов город Хива имеет богатую историю и наследие. Достопримечательности Хивы расположены очень тесно по отношению друг к другу. Посещение Хивы - это долгие прогулки из одного медресе в другое, из мавзолея во дворец или очередную мечеть. Немолодой, но процветающий город находится на территории современной Каракалпакской республики. Благодаря своему расположению, граничащему с Туркменией, город являлся одной из центральных точек Великого Шелкового пути.

Это способствовало развитию торговли в городе, от чего город быстро разбогател. За многовековую историю существования Хива успела побывать столицей одноименного ханства, а также столицей династии Тимуридов. Около 2500 лет назад, если верить легендам, колодец Хейвак, который по сей день находится на территории внутренней части города Ичан-Кала и является ярчайшей достопримечательностью Хивы, положил начало образованию вокруг себя поселения и, в дальнейшем, целого города, привлекающего к себе туристов со всего мира. Этот колодец существует и по сей день. Любой желающий может увидеть его.

Музей под открытым небом

Многие достопримечательности Хивы были построены еще в XVIII — начале XX века, что как раз является расцветом строительства и возведения сооружений некоторые из которых мы можем наблюдать и по сей день. Ичан-Кала - это крепость, окружающая город со всех сторон. Она сохранилась в отличном состоянии и демонстрирует силу и величие древнего города. Крепостная стена была признана ЮНЕСКО объектом всемирного наследия. Выдающийся по красоте и незавершенный минарет Калта-Минор стал визитной карточкой города. А ведь он мог стать самым высоким минаретом в мире, но его не достроили. Множество легенд окутывает каждое здание в Хиве. Интерес вызывают объекты, расположеные внутри стен крепости. Но есть еще и внешняя часть города (жилой район) Дишан-Кала. Там можно наблюдать не только археологические, но и антропологические ценности трепетно оберегаемые народом и в наши дни. Это развитое ремесленничество, обычаи и традиции народа, прикладное искусство. В праздники Хива становится ярче, ведь всё то, что скрыто в стенах ремесленнических и ткацких мастерских в течении года, в праздники выставляется на обозрение.

Описание Хивы и её достопримечательностей займёт уйму времени. Гораздо интереснее посетить город и не просто увидеть, а принять участие в народных праздниках. Выступления местных ансамблей на площадках Ичан-Калы и медресе, яркие наряды танцовщиц, сочетающиеся с Хивинской глазурью на зданиях, старинная архитектура, всё это вместе способно так увлечь туристов, что они готовы остаться жить в Хиве. Однако отелей в старом городе не так много, как в других . Потому лучше заранее забронировать номер. Однако гораздо проще воспользоваться услугами и забыть о таких заботах. Мы всё сделаем за вас, а вы сможете насладиться отдыхом без лишних хлопот.