Культура майя – богатейшее наследие Земли. Индейцы их традиции, мифы и навыки в ремесле. Скульптура, живопись - культура империи майя Древние города майя — фото

May 21st, 2013

Известно, что все великие цивилизации древности развивались в условиях теплого климата, в долинах рек, чьи ежегодные разливы повышали плодородие почвы и создавали благоприятные возможности для земледелия. Так было везде — в Месопотамии, Индии, Египте, Китае, но только не в северной Гватемале. Древние майя, бросая вызов судьбе, строили свои белокаменные города в непроходимых джунглях.
За 15 веков до Колумба, раньше индусов и арабов, майя использовали в математике понятия нуля, предсказывали солнечные и лунные затмения, а пути движения Венеры вычисляли с ошибкой всего в 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, живописи, скульптуре. При этом древние строители не знали металлов, не имели представления о колесе и гончарном круге. Майя, по сути, жили еще в каменном веке.

Вся культура древнего народа создавалась мускульной силой человека. Изящные храмы, дворцы и пирамиды росли как грибы. Так продолжалось до X века нашей эры. После внезапной катастрофы всякое строительство прекратилось, люди уходили с обжитых мест и города погружались в зеленую пучину тропической растительности. К моменту прихода конкистадоров от золотого века цивилизации майя осталась лишь туманная легенда в памяти ее потомков-индейцев. Однако жизнь в этих местах угасла не совсем.

В 30 минутах езды от Тикаля, самого значительного памятника древних майя на территории Гватемалы, расположено озеро Петен-Ица. С ним связана забавная история. В 1525 г. через эти места проходила карательная экспедиция Эрнана Кортеса. Конкистадоры направлялись в Гондурас, чтобы подавить восстание мятежного лейтенанта Кристобаля де Олида, который отказался подчиняться губернатору Кортесу. Измотанный походом через джунгли, губернатор не стал покорять индейцев. Перед тем как двинуться дальше в Гондурас, конкистадор попросил местного вождя Канека присмотреть за своим конем Морсильо, который поранил ногу, пробираясь через зеленый ад джунглей.

На обратном пути завоеватель обещал забрать коня. Однако сделать этого ему не довелось. После ухода Кортеса вождь поместил коня в храм и стал кормить мясом, почитая животное как бога, ибо индейцы считали, что грохот испанских пушек происходит от ржания лошадей. Конь Морсильо мяса не ел и вскоре сдох. Испугавшись гнева Кортеса, вождь приказал изготовить статую коня в натуральную величину. Он назвал нового бога Циминчак, или Громовой Тапир. Статую разбили монахи францисканцы, которые явились сюда в 1618 г. для обращения индейцев с озера в христианство. Озерные жители говорят, что обломки лошадиного бога до сих пор покоятся на дне озера Петен-Ица.

Но вернемся в одну из 18 столиц древнего царства майя. Первооткрыватели руин города в XIX веке дали ему со слов местных индейцев романтическое название Тикаль, что значит «Место, где слышны голоса духов». Здесь проживало не менее 10 тыс. человек. Общая площадь комплекса составляет порядка 160 кв. км.

Чем же объясняется невиданный взлет величайшей из всех доколумбовых цивилизаций Америки? Многие ученые связывают этот феномен с развитой системой земледелия у майя. В древности жизнь населения, особенно земледельцев, была строго регламентирована. Распорядок всех дел, в том числе и сельскохозяйственных работ, был предусмотрен их календарем с точностью до дня. Жрецы составляли предписания для жителей в соответствии занятиями богов в тот или иной отрезок времени.

Рядовым индейцам оставалось лишь следовать примеру своих богов. Любое нарушение распорядка расценивалось как кощунство. Нарушителя без особых разговоров клали на жертвенный алтарь. Наиболее почитаемым из божеств был повелитель дождя и ветра Кашеш. Его изображали, как персонажа, с длинным крючковатым носом и кривыми клыками. В руках он держал топор, факел и палку-копалку — для ведения подсечно-огневого земледелия. Позднее Кашеша стали называть Чаком. Он был владыкой шестого из 13 небес верхнего мира.

Как ни странно, но болотистые джунгли Гватемалы могли прокормить 2-3 млн. человек. Плодородие почв после сбора урожая быстро восстанавливалось. В 80-х гг. с помощью аэрокосмических съемок ученые обнаружили, что территория расселения индейцев покрывалась огромной сетью каналов, которые выводили влагу из болотистых почв. В результате дикие джунгли превращались в цветущие сады. Майя из Гватемалы вели активную торговлю с мексиканскими племенами индейцев, которые влияли на культуру жителей Центральной Америки. Некоторые архитектурные сооружения Тикаля походят на постройки в Теотиуакане.

Под лестницами и полами храмов, под основаниями каменных алтарей и стел до сих пор находят тайники, в которых индейцы прятали дорогие для них предметы: нефритовые украшения, сосуды, раковины, предметы из обсидиана. В храмах проводились не только пышные религиозные обряды. Под пирамидальным основанием культовых сооружений находились захоронения правителей и наиболее выдающихся членов общества. Гробницы, как правило, соединялись со сводчатым храмом наверху специальным каналом для души покойного правителя, психодуком. Главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Надо сказать, что и простые смертные, следуя примеру знати, хоронили своих покойников под полами обычных жилищ.

Непременным атрибутом города-государства являлось присутствие в нем дворцовых помещений. У исследователей нет единого мнения о назначении этих построек. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти постройки как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.

К IX веку нашей эры жизнь городов-государств в северной Гватемале либо прекращается, либо сводится к минимуму. Строители перестали возводить храмы, стелы и алтари. Многолюдные рынки замерли, роскошные дворцы опустели. Города остались нетронутыми, как будто их обитатели собирались вскоре вернутся. Но они не вернулись. Города окутало безмолвие. Дворы заросли травой. По мнению некоторых ученых, на северных территориях Гватемалы в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек. Многие связывают это с сильными землетрясениями, засухой, даже эпидемиями лихорадки и малярии. Но подобные гипотезы не выдерживают критики.

Одно время была популярна версия о социальных потрясениях. На раскопках в Тикале археологи с удивлением обнаружили, что многие каменные скульптуры оказались намеренно испорченными, хотя считалось, что за всю 600-летнюю историю Тикаля здесь никогда не было завоевателей-чужеземцев. Это позволило ученым сделать вывод о назревании в царстве майя нечто вроде революционной ситуации, которая переросла в массовые беспорядки. Когда успех восстания стал очевидным, бунтовщики, как предполагают археологи, накинулись на каменные изваяния, а заодно перерезали всех особ царственного рода. Но и эта версия не нашла своего подтверждения, так как вряд ли несколько десятков крупных городов-государств опустели только из-за возмущения низов.

В последнее время исследователи все же склоняются к мысли о том, что до царства майя чужеземцы все же доходили. Причем первыми здесь побывали теотиуаканцы. Вслед за ними джунгли Гватемалы посетило кровожадное мексиканское племя пипиль. Ему-то и приписывали лавры победителей воинственных майя-киче. Однако эта версия гибели великой культуры также оказалась не бесспорной, поскольку пипиль появились в Гватемале уже после заката золотого века майя.

В 90-х гг. американские ученые нашли связь между циклами изменения солнечной активности и периодами подъема и упадка цивилизаций. Оказалось, что пятнообразовательная деятельность солнца меняется через 3744 года. Это число было известно астрономам майя. Любопытно, что очередной спад солнечной активности совпадет с датой окончания последней эпохи, крах которой предсказывали жрецы майя, то есть с 23 декабря 2012 г. Современными исследователями было установлено, что пик наименьшей солнечной активности совпал с периодом упадка индейской цивилизации. Сокращение активности солнца повлияло на гормональную активность индианок, а следовательно, и на их плодовитость.

В результате этого численность населения городов-государств стала стремительно сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю существования городов-государств. Майя стали уходить с севера Гватемалы на юг, в горные районы, туда, откуда они, собственно, и пришли.
Как бы то ни было, но ученые продолжают строить догадки и гипотезы о гибели некогда могущественного царства. Однако вплоть до сегодняшнего дня ни одна из версий исследователей не является безупречной.

Сегодня древний город Тикаль является составной частью одного из национальных парков Гватемалы, которые включены в Биосферный заповедник майя. Национальный парк Тикаль, занимающий значительную часть расположенной на севере страны провинции Петен, был создан в 1979 г., но открыт только в 1990 г. Сам город занимает площадь 16 тыс. кв. км, на которой было обнаружено около трех тысяч разнообразных сооружений.


Наиболее известное из дворцовых строений – Дворец «Великого Когтя Ягуара». Здание построено в 360 году н. э. правителем, имя которого переводится как «Коготь Ягуара». По-видимому, данное сооружение являлось резиденцией для правящей династии («Коготь Ягуара» и его потомки). Дворец был для индейцев настолько священным и важным, что в дальнейшем его никто не решился перестроить.
На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших.
Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались «стадионы» для игры в мяч. В Тикале между Центральным акрополем и Храмом Гигантского Ягуара археологи от многовековых наносов расчистили площадка для игры в мяч, как оказалось – одну из нескольких, устроенных в древнем городе. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.

Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами на так называемом Северном акрополе. Здесь различные сооружения возводились в течение одиннадцати веков. В результате появился сложный комплекс зданий, в котором выделяется 12 храмовых построек, расположенных на разных уровнях, но имеющих в основе одну искусственную платформу. Самые ранние строения появились еще в III веке. Позже по соседству расположилось множество зданий разнообразного назначения. Северный акрополь нередко сравнивают со слоеным пирогом. Правда, у него своеобразная «начинка»: на протяжении 500 лет здесь хоронили правителей города. Перед акрополем вдоль края площади установлено множество стел, напоминающих надгробные плиты.

В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить еще семь административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.), представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими друг напротив друга, но все они значительно меньше комплекса вокруг Большой площади. Возведенные в VIII в. небольшие комплексы отличает одна любопытная особенность. Все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание Катуна – особого 20-летнего периода в жизни майя. Майя использовали двадцатеричную систему вычисления (возможно, основываясь на количестве пальцев на руках и ногах). По-видимому, каждая новая династия возводила собственный комплекс, чтобы поклоняться в нем тому из обожествленных предков, от которого власть перешла к соответствующим правителям.

Среди множества пирамид специалисты выделяют, помимо Храма Гиганского Ягуара и Храма Масок, святилище комплекса «Затерянный мир», пирамиду IV с Храмом Двуглавого Змея и «Храм надписей» (Храм VI). Комплекс «Затерянный мир» – один из наиболее древних в Тикале. Его пирамида, точнее, первый вариант пирамиды, позже достроенный, была возведена еще в VII в. Высота сооружения 32 м, а длина стороны основания 80 м. На вершину пирамиды ведут четыре лестницы.

Предположительно, сооружение служило для астрономических наблюдений. Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея – самое высокое сооружение Тикаля (64 м). Храм был построен в середине VIII века неподалеку от так называемого Дворца Летучей Мыши. «Храм надписей» привлекает внимание тем, что на его гребне сохранились следы выполненной в древности надписи.

Кроме того, в Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.

На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы.

По праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии.

Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.

В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.

Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.

Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.

В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.

Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.


Архитектура

Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.


Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.

Исследования народа майя

Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.

Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.

Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.

Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.

Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:

  1. На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
  2. Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.

Территория и климат

На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.

Лингвистические особенности майя

До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.

Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. - еще до того, как возникла цивилизация майя. Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.

Майя в наши дни

Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.


В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.

Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.

Майя никого не оставят равнодушным. В то время как страны Европы переживали «Темные века», индейская культура развивалась и процветала. Захватывающее путешествие по самым известным городам и достопримечательностям и памятникам древних майя вряд ли кому-то покажется скучным.

1. Чичен Ица

Древний город майя Чичен Ица в Мексике поражает величественными и завораживающими объектами, это один из крупнейших городов высокоразвитой древней цивилизации. Здесь переплелись и слились воедино самые невероятные архитектурные стили, свидетельствующие о многообразии состава населения этого города. Если вы решили оправиться в Чичен Ица, обязательно посетите Священый Сенот и Храм Воинов.

2. Тикаль

Тикаль в Гватемале на сегодняшний день считается самый крупный городом древних майя, на его территории обнаружено около 3000 прелюбопытнейших объектов. Попав в древний Тикаль, вы ощутите себя в совершенно другом, незнакомом вам мире. Возможно, не случайно именно это место выбрал Мэл Гибсон для съемок своего нашумевшего фильма «Апокалипсис». Перед тем, как отправиться в Тикаль обязательно позаботьтесь о карте и компасе, карты можно приобрести прямо на входе. Наиболее впечатляющими объектами этого удивительного места являются древние пирамиды и Храм Двухголовой Змеи.

3. Кахаль Печ

Кахаль Печ, наверное, самый выдающийся древний город майя территории маленького государства Белиз. Кахаль Печ расположен в весьма любопытном месте: высокий холм, на котором расположен город, смотрит прямо на два крупных белизских города, Санта-Елена и Сан-Игнасио. Разрушенный город майя сегодня насчитывает чуть более тридцати объектов, но природа и атмосфера этого места, раскинувшегося на два акра, достойна того, чтобы ее увидеть и почувствовать.

4. Алтун Ха

Алтун Ха – один из наиболее известных древних городов майя. Разнообразие растительного и животного мира здесь просто поражает. До этого затерянного в глубине Белиза места довольно трудно добраться, но то, что вы там увидите, несомненно, поразит вас. Алтун Ха – область обитания 250 видов птиц, там в больших бассейнах, построенных еще древними майя, сегодня живут огромные крокодилы – это достойно восхищения. Одной из наиболее ярких достопримечательностей Алтун Ха является Нефритовая Голова. Голова представляет собой самый крупный объект, высеченный майя из этого камня, и символизирует одного из верховных майянских божеств Кинич Ахуа или Бога Солнца.

5. Паленке

Паленке – это место, которое обязательно стоит посетить, будучи в Мексике. В густых диких джунглях скрывается древний город, поражающий своей причудливой архитектурой и массой свидетельств о богатой и интереснейшей истории индейцев майя. Паленке никого не оставит равнодушным, это уникальное расположение посреди джунглей и тот факт, что пока обнаружено только 10% этого древнего города, несомненно вызовет интерес любителей истории и путешествий. Однако, не смотря на то, что здесь ученым предстоит открыть еще очень многое, в этом удивительном месте обязательно стоит посмотреть на уже доступные нашему взору древние строения, например, гробницу верховного вождя Пакала, Храм Лиственного Креста или Храм Надписей.

6. Кабах или Каба

Своими размерами этот мексиканский памятник древней цивилизации майя определенно не поражает, но именно там вы сможете увидеть один из самых потрясающих дворцов, построенных древними майя. Помимо четко прослеживаемого влияния архитектурного стиля Пуук, отличительной особенностью этого места является его уникальное украшение - своды и поверхности стен просто усеяны многочисленными изображениями и масками майянского бога дождя Чака. Дворец Масок – еще одно поражающее своей самобытностью сооружение, отражающее высокий уровень развития цивилизации древних майя.

7. Ушмаль

В нескольких милях от Кабы находится Ушмаль, еще одна достопримечательность древних майя, где уникальный архитектурный Пуук представлен во всей своей красе. Примечательно, что Каба и Ушмаль непосредственно связаны между собой дорогой, по которой шествовали ритуальные процессии. Эти дороги получили название сакба. Архитектура Пуук – истинное воплощение высокого уровня развития и уникального художественного стиля культуры древних майя.

8. Лубаантун

Лубаантун или Место Упавших Камней – еще одно место в Белизе, которое стоит посетить во время путешествия по Центральной Америке. Замысловатая архитектура этого древнего церемониального центра разительно отличается от других древних памятников майя на территории Белиза. Здесь любознательному путешественнику будет интересно очень многое, но особого внимания заслуживают древние пирамиды. К сожалению, их вершины основательно пострадали от времени и на данный момент практически разрушены, но истинная тайна пирамид заключается в уникальности их конструкции. Пирамиды сложены из камней, которые просто лежат один на другом, но при этом сохраняют форму строения и не рассыпаются, а ведь в строительстве майя не использовали ни цементный раствор, ни какой-либо другой скрепляющий материал.

9. Шунантунич

Эта историческая достопримечательность Белиза известная благодаря любопытной истории, с ней связанной. Говорят, что здесь обитает Каменная Женщина, облаченное в белые покровы привидение с взором, подобным пламени. Чаще всего эта женщина появляется у главного здания Шунантунича, печально известного Эль-Кастильо, затем, проследовав вверх по ступеням, она исчезает за стенами древнего строения. Помимо мистического появления загадочного призрака, все желающие могут насладиться незабываемыми видами реки Мопан или как принято называть ее в Белизе, Рио-Мопан.

10. Караколь

Древний город майя Караколь в диких джунглях Белиза был открыт сравнительно недавно, точнее в 1938 году. Однако на данный момент он является наиболее крупным городом майя на территории Белиза, где можно ознакомиться не только с загадочными архитектурными строениями, но и с богатой коллекцией уникальных произведений искусства той эпохи. Определенно археологам предстоит сделать в Караколе еще много интересных открытий, но уже сейчас у нас есть возможность увидеть там самую большую гробницу, построенную майя. Построена она была только для одного «жителя», некой женщины. Будучи в Караколе, обязательно посетите Каана, один из самых изысканных и интересных архитектурных комплексов южных областей империи древних майя.


Искусство и архитектура

Живопись

Древние майя оставили прекрасное наследие из произведений искусства и архитектуры. И хотя живопись, вероятно, не являлась тем видом искусства, где они особо преуспели, развивая высказанные в предыдущей главе мысли, о ней следует сказать особо. Майя использовали живопись главным образом в своих книгах. «Бумагу» для них изготавливали из коры фигового дерева, которую измельчали, толкли и придавали ей необходимую плотность. Затем из нее делали длинные полотна, ширина которых достигала 8-12 дюймов. Их складывали таким образом, чтобы получались страницы шириной в 3 или 4 дюйма, и на эти страницы наносили рисунки с обеих сторон. Для придания поверхности гладкости бумагу покрывали известковой побелкой. Рисунки в дошедших до нас рукописях, очевидно, делались с помощью тонкой кисточки, преобладающими цветами являлись черный и красный, хотя встречаются зеленый, желтый и коричневый. В Дрезденском кодексе качество рисунков превосходно, но в других книгах они выполнены не столь тщательно.

Образцы живописи майя встречаются на гончарных изделиях, на произведениях из камня и даже на украшениях из нефрита. Однако большая часть живописных произведений, по всей видимости, подверглась разрушительному воздействию влажного тропического климата Центральной Америки и не сохранилась. Поэтому тем большую ценность представляют чудом дошедшие до нас образцы настенной живописи в Бонампаке. Они находятся в трех залах, обнаруженных лишь в 1946 году. Эти залы расположены в здании, длина которого составляет сорок четыре, а ширина почти тринадцать футов, его стены, сужаясь кверху, образуют конусообразный потолок, расположенный над полом на высоте в шестнадцать с половиной футов. Все стены покрыты превосходными фресками, запечатлевшими яркие сцены из жизни майя, в частности связанные с военными походами. На них изображены сцены битв и последующего триумфа победителей, пыток пленных, танцев под музыку, заседаний совета и резко контрастирующие с ними сцены из домашней жизни. Существует мнение, что фрески представляют собой своеобразную запись об одном из победоносных военных походов или о событиях царствования какого-то воинственного вождя.

Фрески в Бонампаке очень красочны, фигуры людей на них выглядят реалистично, а уровень художественного мастерства произведения в целом весьма высок. Они напоминают собой живописные изображения на египетских гробницах, но фигуры людей на них более естественны, а художественные образы отличаются меньшей условностью. Обладая несомненными художественными достоинствами, рисунки дают еще и возможность почерпнуть много ценных сведений об одежде, обычаях и других сторонах жизни майя.

Фрески писались прямо на штукатурке, толщина которой составляет примерно два дюйма. По утверждению фон Хагена, штукатуры и художники работали вместе, причем художник наносил рисунки на штукатурку, пока та еще не высохла. «Все три зала, по всей видимости, были расписаны за 48 часов», – писал он. Сопровождающие рисунки иероглифы до сих пор не расшифрованы, но когда-нибудь, возможно, они расскажут нам о том, что на них изображено.

Из всего обнаруженного на сегодняшний день живопись в Бонампаке является примером наивысших достижений искусства майя, но существуют и другие достойные внимания образцы во многих местах, самые ранние из которых находятся в городе Вашактун. Вполне вероятно, что большая часть скульптурных произведений майя, в особенности многочисленные рельефные изображения, первоначально расписывалась красками.

Из книги Танатология - наука о смерти автора Рязанцев Сергей Валентинович

Из книги Этруски [Быт, религия, культура] автора Макнамара Эллен

Из книги Ханаанцы [На земле чудес ветхозаветных (litres)] автора Грэй Джон Генри

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Глава 13 ИСКУССТВО ИСТОКИ Нельзя отрицать существования и процветания искусства и культуры финикийцев, но когда мы пытаемся выделить их произведения, то сталкиваемся со множеством трудностей.К концу бронзового века на Левантийском побережье и во внутренних районах

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

Из книги Армяне [Народ-созидатель (litres)] автора Лэнг Дэвид

Глава 10 Христианские архитектура и искусство Подобно урартам, армяне, населяющие одну из самых живописных стран на свете, обладают сильнейшим эстетическим чутьем. На протяжении веков их искусство и архитектура сочетают в себе красоту и полезность. Домашняя керамика и

Из книги Нубийцы [Могущественная цивилизация древней Африки (litres)] автора Шинни Питер

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Из книги Жизнь в Древнем Египте автора Эрман Адольф

Из книги Эстетика отцов церкви автора Бычков Виктор Васильевич

Глава IX ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Мы настолько привыкли считать границы между различными видами искусства чем-то само собой разумеющимся и естественным, что многим читателям покажется странным, что в египетском искусстве мы лишь до определенной степени можем

Из книги Человек и Церковь. Путь свободы и любви автора Чаландзия Этери Омаровна

Глава VIII. ИСКУССТВО От художника и творческого акта внимание Августина регулярно переключается и на результаты творческой деятельности - произведения искусства, сами искусства.Следует вспомнить, что античность, а вслед за ней и Средние века наделяли термин «искусство»

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава 7 Искусство и религия Без сомнения, искусство выросло из религиозного сознания. И даже самые ранние его формы – языческие и античные – наполнены пониманием мира как творения Божьего. В основе искусства, так же как и религии, лежит попытка познать Бога и человека. В

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Глава 1. Устройство православного храма. Церковная архитектура: ее закономерности и особенности В классическом определении храм – это особо посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и другие